ЕГЭ литература Тютчев — полный разбор лирики и подготовка к экзамену Стихотворения Тютчева для ЕГЭ по литературе просто незаменимы, ведь этот поэт хорошо знаком вам с начальной школы, его произведения (как минимум, о природе) у вас на слуху.
Давайте немного углубимся в особенности творчества Федора Ивановича и разберемся, почему не стоит обходить его стороной, готовясь сдавать литературу.
Роль Тютчева в ЕГЭ по литературеТворчество Федора Ивановича Тютчева включено в кодификатор ЕГЭ потому, что это, что называется, образцовая лирика классического русского поэта. В его стихотворениях отражена тема природы в самых разнообразных аспектах, которая пересекается с размышлениями об отношениях человека с окружающим миром, другими людьми и самим собой. На примере его творчества легко изучить жанр элегии.
Вопреки расхожему мнению о том, что Федор Иванович писал лишь легкие пейзажные тексты, мы увидим, что Тютчев – поэт-философ, глубоко и многогранно осмысливший жизнь.
Его стихотворения могут встретиться в тестовой части, а также их можно использовать для сопоставления в задании 10.
Темы в лирике Тютчева, которые пригодятся для решения заданий ЕГЭ:- пейзажная
- любовная
- философская
- гражданская
Биография Тютчева в формате ЕГЭ…… вам не нужна:) Как и биографии других авторов, кстати.
Однако для того, чтобы Тютчев воспринимался не как отвлеченное понятие, скажем, что некоторые обстоятельства его жизни повлияли на характер творчества.
Во-первых, Федор Иванович не был профессиональным литератором в том плане, что не зарабатывал на жизнь литературой. Он считал себя поэтом-любителем. Не любил он и публиковать свои тексты, так как считал их отражением дум и чувств, чем-то вроде личного дневника. Вместе с тем Тютчев был весьма требователен к стихотворениям, много переписывал и уничтожал, предпочитал классический для его времени русский язык – и мы увидим в его лирике много церковнославянизмов и книжных выражений.
Во-вторых, Тютчев работал дипломатом и не понаслышке знал мироустройство своей эпохи, более 20 лет он провел за границей, обе его жены были немками. Однако он не был откровенным западником и горячо любил Россию. Это не значит, что писатель не видел проблем в родной стране – свои мысли он отразил в гражданских стихотворениях.
В-третьих, любовные отношения Федора Ивановича были сложными. Особенно широко известна его трагическая связь с Еленой Денисьевой, которая возникла несмотря на то, что Тютчев был женатым человеком, а Елена была намного его моложе. Эта любовная история больно ударила по репутации обоих, Денисьева была отвергнута обществом и собственной семьей, за что Федор Иванович корил себя, а также видел свою ответственность в ее ранней смерти. Эти печальные события дали жизнь трагическим, возвышенным любовным стихотворениям.
Напоминаем, что при анализе стихотворений в КИМах вы не должны привязывать их к фактам биографии поэта. Лирика Тютчева: основные особенности Природа и философские размышленияВ творчестве Тютчева жизнь человека и природы тесно связаны. Отличный пример – стихотворение “Есть в осени первоначальной…”
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Это стихотворение, конечно, об осенней природе, которая отдыхает после летних трудов. “Отдыхающее поле”, “праздная борозда” – с помощью эпитетов автор олицетворяет, одушевляет пейзаж. Обратите внимание, что поле описывается без присутствия человека благодаря метонимии “серп гулял”, и “колос падал” будто бы сам по себе. Для поэзии Тютчева характерно описание природной жизни, текущей отдельно от жизни людей.
В то же время метафора “паутины тонкий волос” наводит на ассоциацию с сединой, и все стихотворение можно понимать как размышления лирического героя о жизни вообще, о том, как человек в зрелом возрасте (когда до “зимы”, до старости, еще далеко) может, подобно природе, остановиться, оглянуться вокруг и посмотреть на результаты своих трудов.
Противостояние хаоса и гармонииТютчев в принципе склонен к противопоставлению двух понятий: красоты и уродства, истины и лжи… Характерно в этом плане стихотворение “День и ночь”:
ДЕНЬ И НОЧЬ
На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
Антитеза дня и ночи здесь неожиданна и глубока: день приносит гармонию, но он ложен, ночь же хаотична, но при этом открывает истину. День – это лишь “покров” над истиной, которая показывает мир таким, какой он есть, поэтому человек боится с ней сталкиваться: “Вот отчего нам ночь страшна!..”
Заметьте: день создан богами – высшими силами. Зачем? Чтобы облегчить жизнь человеку или что-то скрыть от него? А ночь как будто никто не создавал, автор использует здесь олицетворение: “пришла – и… ткань…. отбрасывает прочь”.
Хаос – это нечто изначальное, а гармония – привнесенное извне. В этом Тютчев солидарен с многими мировыми мифологиями, в частности, греческой, к которой он часто обращается в лирике: мир был создан из хаоса некой божественной волей.
Противопоставление, кстати, поддерживается композицией произведения: две строфы, первая из которых содержит определение дня, а вторая, посвященная ночи, начинается с противительного союза.
Лирический герой ТютчеваЭто сложная, многогранная личность, испытывающая экзистенциальное одиночество. И дело здесь даже не в отношениях с людьми (у Тютчева есть и позитивные стихотворения о любви, например), а в том, что такой герой ищет единения с природой, богом – и не находит их. Лирический герой Тютчева часто обращается к природе как доступной высшей силе с вопросами о предназначении человека, истинном смысле существования, но природа глуха к его вопросам, она живет собственной непостижимой жизнью. Человек, таким образом, и божье творение, и как бы выброшен за пределы тайной мировой жизни.
Лирический герой Тютчева – философ сродни античным мыслителям, живущий всегда в ощущении “рока”, чувствующий, что не может в полной мере распоряжаться собственной жизнью.
Любовь у такого героя – по большей части запретное, трагическое чувство, стихия, которой невозможно противостоять, уничтожающая все на своем пути.
Мотив соединения любви и смерти можно наблюдать в стихотворении “Близнецы”.
БЛИЗНЕЦЫ
Есть близнецы — для земнородных
Два божества, — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…
Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…
Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Соединение прекрасного и ужасного автор показывает с помощью аллегории: два таинственных близнеца (“Самоубийство и Любовь”) управляют жизнями простых смертных. И вновь можно увидеть фатализм лирического героя Тютчева, проявляющийся в том, что человек подвержен воздействию роковых сил, не властен над своей судьбой.
Распространенные художественные приемы в лирике ТютчеваПриемы и тропы | Примеры стихотворений |
Олицетворение | Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. (“Зима недаром злится…”) |
Эпитет | Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. (“Весенняя гроза”) О рьяный конь, о конь морской, С бледно-зеленой гривой, То смирный, ласково-ручной, То бешено-игривый! (“Конь”) |
Антитеза | День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… (“День и ночь”) |
Аллитерация | Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (“Весенняя гроза”) |
Ассонанс | Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. (“Есть в светлости осенних вечеров…”) |
Риторическое восклицание | О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! (“О, как убийственно мы любим…”) |
Частые вопросы (FAQ)●
Какие стихотворения Тютчева точно будут на ЕГЭ?Никто не знает, какое именно стихотворение Тютчева вам попадется и попадется ли вообще. По опыту последних лет – в тестовой части не слишком часто попадаются “школьные” классики, все чаще предпочтение отдают менее известным авторам. Однако выучить несколько стихотворений Тютчева необходимо для выполнения задания 10.
●
Сколько произведений Тютчева в кодификаторе?В кодификаторе нет конкретного списка стихотворений Тютчева – выбирайте на свое усмотрение (например, по одному на каждую тему)
●
Нужно ли учить биографию Тютчева для ЕГЭ?Нет, учить биографию Тютчева не нужно.
●
Могут ли быть сопоставления с Тютчевым?С чем сопоставлять данное вам в КИМе стихотворение – решать только вам. Если в памяти есть подходящее к вопросу стихотворение Тютчева, можете выбрать его.
●
Бывают ли темы по лирике Тютчева в задании 11?Да, в сочинении 11.3 может попасться такая тема, например, “В чем философичность пейзажной лирики Тютчева (на примере трех стихотворений)?”
Больше полезных материалов в нашем Телеграм-канале!Л. Я. ГИНЗБУРГ О ТВОРЧЕСТВЕ ТЮТЧЕВА
https://t.me/liter_100/6872ПОДБОРКА СТИХОТВОРЕНИЙ ПРО ВЕСНУ
https://t.me/liter_100/5328КАКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЬ ДЛЯ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
https://t.me/liter_100/3532