ЕГЭ литература Тютчев — полный разбор лирики и подготовка к экзамену

ЕГЭ литература Тютчев — полный разбор лирики и подготовка к экзамену 
Стихотворения Тютчева для ЕГЭ по литературе просто незаменимы, ведь этот поэт хорошо знаком вам с начальной школы, его произведения (как минимум, о природе) у вас на слуху.
Давайте немного углубимся в особенности творчества Федора Ивановича и разберемся, почему не стоит обходить его стороной, готовясь сдавать литературу.
 
Роль Тютчева в ЕГЭ по литературе

Творчество Федора Ивановича Тютчева включено в кодификатор ЕГЭ потому, что это, что называется, образцовая лирика классического русского поэта. В его стихотворениях отражена тема природы в самых разнообразных аспектах, которая пересекается с размышлениями об отношениях человека с окружающим миром, другими людьми и самим собой. На примере его творчества легко изучить жанр элегии.
Вопреки расхожему мнению о том, что Федор Иванович писал лишь легкие пейзажные тексты, мы увидим, что Тютчев – поэт-философ, глубоко и многогранно осмысливший жизнь.
Его стихотворения могут встретиться в тестовой части, а также их можно использовать для сопоставления в задании 10.

Темы в лирике Тютчева, которые пригодятся для решения заданий ЕГЭ:
  • пейзажная
  • любовная
  • философская
  • гражданская

Биография Тютчева в формате ЕГЭ…

… вам не нужна:) Как и биографии других авторов, кстати.
Однако для того, чтобы Тютчев воспринимался не как отвлеченное понятие, скажем, что некоторые обстоятельства его жизни повлияли на характер творчества.
Во-первых, Федор Иванович не был профессиональным литератором в том плане, что не зарабатывал на жизнь литературой. Он считал себя поэтом-любителем. Не любил он и публиковать свои тексты, так как считал их отражением дум и чувств, чем-то вроде личного дневника. Вместе с тем Тютчев был весьма требователен к стихотворениям, много переписывал и уничтожал, предпочитал классический для его времени русский язык – и мы увидим в его лирике много церковнославянизмов и книжных выражений.
Во-вторых, Тютчев работал дипломатом и не понаслышке знал мироустройство своей эпохи, более 20 лет он провел за границей, обе его жены были немками. Однако он не был откровенным западником и горячо любил Россию. Это не значит, что писатель не видел проблем в родной стране – свои мысли он отразил в гражданских стихотворениях.
В-третьих, любовные отношения Федора Ивановича были сложными. Особенно широко известна его трагическая связь с Еленой Денисьевой, которая возникла несмотря на то, что Тютчев был женатым человеком, а Елена была намного его моложе. Эта любовная история больно ударила по репутации обоих, Денисьева была отвергнута обществом и собственной семьей, за что Федор Иванович корил себя, а также видел свою ответственность в ее ранней смерти. Эти печальные события дали жизнь трагическим, возвышенным любовным стихотворениям.

Напоминаем, что при анализе стихотворений в КИМах вы не должны привязывать их к фактам биографии поэта.
 
Лирика Тютчева: основные особенности
 
Природа и философские размышления
В творчестве Тютчева жизнь человека и природы тесно связаны. Отличный пример – стихотворение “Есть в осени первоначальной…”

***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Это стихотворение, конечно, об осенней природе, которая отдыхает после летних трудов. “Отдыхающее поле”, “праздная борозда” – с помощью эпитетов автор олицетворяет, одушевляет пейзаж. Обратите внимание, что поле описывается без присутствия человека благодаря метонимии “серп гулял”, и “колос падал” будто бы сам по себе. Для поэзии Тютчева характерно описание природной жизни, текущей отдельно от жизни людей.
В то же время метафора “паутины тонкий волос” наводит на ассоциацию с сединой, и все стихотворение можно понимать как размышления лирического героя о жизни вообще, о том, как человек в зрелом возрасте (когда до “зимы”, до старости, еще далеко) может, подобно природе, остановиться, оглянуться вокруг и посмотреть на результаты своих трудов.
Противостояние хаоса и гармонии
Тютчев в принципе склонен к противопоставлению двух понятий: красоты и уродства, истины и лжи… Характерно в этом плане стихотворение “День и ночь”:

ДЕНЬ И НОЧЬ

На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!


Антитеза дня и ночи здесь неожиданна и глубока: день приносит гармонию, но он ложен, ночь же хаотична, но при этом открывает истину. День – это лишь “покров” над истиной, которая показывает мир таким, какой он есть, поэтому человек боится с ней сталкиваться: “Вот отчего нам ночь страшна!..”
Заметьте: день создан богами – высшими силами. Зачем? Чтобы облегчить жизнь человеку или что-то скрыть от него? А ночь как будто никто не создавал, автор использует здесь олицетворение: “пришла – и… ткань…. отбрасывает прочь”.
Хаос – это нечто изначальное, а гармония – привнесенное извне. В этом Тютчев солидарен с многими мировыми мифологиями, в частности, греческой, к которой он часто обращается в лирике: мир был создан из хаоса некой божественной волей.
Противопоставление, кстати, поддерживается композицией произведения: две строфы, первая из которых содержит определение дня, а вторая, посвященная ночи, начинается с противительного союза.

Лирический герой Тютчева
Это сложная, многогранная личность, испытывающая экзистенциальное одиночество. И дело здесь даже не в отношениях с людьми (у Тютчева есть и позитивные стихотворения о любви, например), а в том, что такой герой ищет единения с природой, богом – и не находит их. Лирический герой Тютчева часто обращается к природе как доступной высшей силе с вопросами о предназначении человека, истинном смысле существования, но природа глуха к его вопросам, она живет собственной непостижимой жизнью. Человек, таким образом, и божье творение, и как бы выброшен за пределы тайной мировой жизни.
Лирический герой Тютчева – философ сродни античным мыслителям, живущий всегда в ощущении “рока”, чувствующий, что не может в полной мере распоряжаться собственной жизнью.
Любовь у такого героя – по большей части запретное, трагическое чувство, стихия, которой невозможно противостоять, уничтожающая все на своем пути.
Мотив соединения любви и смерти можно наблюдать в стихотворении “Близнецы”.

БЛИЗНЕЦЫ
Есть близнецы — для земнородных
Два божества, — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Соединение прекрасного и ужасного автор показывает с помощью аллегории: два таинственных близнеца (“Самоубийство и Любовь”) управляют жизнями простых смертных. И вновь можно увидеть фатализм лирического героя Тютчева, проявляющийся в том, что человек подвержен воздействию роковых сил, не властен над своей судьбой.

Распространенные художественные приемы в лирике Тютчева

Приемы и тропы

Примеры стихотворений

Олицетворение

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(“Зима недаром злится…”)

Эпитет

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(“Весенняя гроза”)

 

О рьяный конь, о конь морской,

С бледно-зеленой гривой,

То смирный, ласково-ручной,

То бешено-игривый!

(“Конь”)

Антитеза

День — сей блистательный покров

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

 

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

(“День и ночь”)

Аллитерация

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(“Весенняя гроза”)

Ассонанс

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

(“Есть в светлости осенних вечеров…”)

Риторическое восклицание

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

(“О, как убийственно мы любим…”)


Частые вопросы (FAQ)
Какие стихотворения Тютчева точно будут на ЕГЭ?
Никто не знает, какое именно стихотворение Тютчева вам попадется и попадется ли вообще. По опыту последних лет – в тестовой части не слишком часто попадаются “школьные” классики, все чаще предпочтение отдают менее известным авторам. Однако выучить несколько стихотворений Тютчева необходимо для выполнения задания 10.
Сколько произведений Тютчева в кодификаторе?
В кодификаторе нет конкретного списка стихотворений Тютчева – выбирайте на свое усмотрение (например, по одному на каждую тему)
Нужно ли учить биографию Тютчева для ЕГЭ?
Нет, учить биографию Тютчева не нужно.
Могут ли быть сопоставления с Тютчевым?
С чем сопоставлять данное вам в КИМе стихотворение – решать только вам. Если в памяти есть подходящее к вопросу стихотворение Тютчева, можете выбрать его.
Бывают ли темы по лирике Тютчева в задании 11?
Да, в сочинении 11.3 может попасться такая тема, например, “В чем философичность пейзажной лирики Тютчева (на примере трех стихотворений)?”

Больше полезных материалов в нашем Телеграм-канале!

Л. Я. ГИНЗБУРГ О ТВОРЧЕСТВЕ ТЮТЧЕВА https://t.me/liter_100/6872
ПОДБОРКА СТИХОТВОРЕНИЙ ПРО ВЕСНУ https://t.me/liter_100/5328
КАКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЬ ДЛЯ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ https://t.me/liter_100/3532
Бесплатные уроки по литературе
Бесплатные уроки по русскому языку
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Отличная возможность познакомиться с нашей школой