Все про ОГЭ
Расписание, критерии оценивания, типы заданий — все, что необходимо знать. Чем отличаются ЕГЭ и ОГЭ?
Приходите на наш курс по подготовке к ОГЭ, а информацию об экзамене читайте в статье ниже.
Смотрите видео про «Ревизор» Гоголя и типичные ошибки сдающих ОГЭ
Как расшифровывается ОГЭ?
ОГЭ — это основной государственный экзамен, который проводится в конце 9 класса средней школы для проверки базовых знаний учащихся.

В чём разница между ОГЭ и ГИА? Ее нет: это одинаковые понятия разных времён.

До 2014 года контроль знаний девятиклассников в виде теста носил рекомендательный характер, основных предметов для сдачи предлагалось два: русский язык и математика.

Современные экзамены для девятиклассников предлагают обязательное тестирование по русскому и математике плюс два предмета по выбору.
Отличия ГИА, ОГЭ, ЕГЭ
  • ГИА — общее название всех школьных выпускных экзаменов, ОГЭ — форма контроля знаний в 9 классе, ЕГЭ — в 11-м.
  • ОГЭ проверяет знания с пятого по девятый класс, ЕГЭ — с 5-го по 11-й. Некоторые темы могут пересекаться в первой части теста, но у старшеклассников делается акцент на последние два года обучения.
  • ОГЭ имеет более мягкую форму проведения по сравнению с ЕГЭ. Экзамены сдаются в школе под наблюдением специально созданной комиссии. Единый государственный экзамен курируется Рособрнадзором на заранее обустроенных площадках. Написание работ контролируется с помощью установленных видеокамер. Первая часть работ отправляется в единый центр проверки в Москве, вторая предварительно просматривается особой комиссией.
  • Для сдачи ОГЭ допускаются все ученики, выполнившие программу. ЕГЭ предваряется дополнительными тестированиями (итоговое сочинение)
  • Школьники 9-го класса вписывают свои данные в первую строку бланка. Выпускники 11-го года обучения заполняют специальную форму.
  • Время, данное для написания ЕГЭ на один час меньше, чем на ОГЭ (но на математику отводится одинаковое количество часов).
  • Результаты ОГЭ хранятся в школе и в городском или окружном отделе образования. Итоги ЕГЭ заносятся в единую электронную федеральную базу.
  • Экзамены 9 класса позволяют учащимся поступать в колледжи, техникумы, ПТУ или продолжать образование в школе. Итоги выпускных работ одиннадцатиклассников дают возможность учиться в вузах
  • запрещается сдавать экзамены по выбору тем, кто не поступает в ВУЗ.
В каком году придумали ОГЭ?
Эксперименты по введению ГИА по русскому языку и математике проводились в различных регионах России с 2002 года.
Сколько лет действительно ОГЭ?
Срок действия результата — четыре года.
Сколько всего вариантов в ОГЭ?
Всего порядка 8 или чуть больше для каждого региона. Варианты формируются путем случайного выбора специальной компьютерной программой. Поэтому можно встретить повторяющиеся вопросы. Но одни и те же вопросы во всех вариантах могут идти под разными номерами, что усложняет разработку заранее готовых ответов.
Как сдать ОГЭ по литературе на 5?
Даже если школьник знаком с программой за годы обучения и на уроках всегда получал «отлично», это еще не гарантирует ему такой же отметки на экзамене.

Чтобы хорошо сдать ОГЭ по литературе, надо готовиться в 9 классе. Начать надо со списка чтения: скачать кодификатор (список произведений мы приложили ниже), составить список с датами чтения (название текста — дата, к которой прочтешь текст).

Текстов там достаточно мало, крупных текста всего три!

Важным аспектом, чтобы сдать ОГЭ по литературе, является умение писать сочинения. Как минимум раз в месяц нужно тренироваться и писать сочинения по критериям. Если самостоятельная подготовка к ОГЭ по литературе идет сложно, можно записаться на курсы или хотя бы попросить помощи у учителя.

Но к этому предмету можно подготовиться и самостоятельно. Сдать ОГЭ по литературе на 5 сложно, но вполне возможно.
Навыки, необходимые для решения экзамена
  • анализировать стихотворные и прозаические произведения (целые и отрывки)
  • сопоставлять произведения, находить сходства и различия
  • понимать значение эпизода в масштабах всего произведения
  • ориентироваться в текстах основных программных произведений
  • аргументировано излагать свои мысли в форме сочинения.
Материалы для подготовки
Подготовиться к ОГЭ по литературе в 2023 году помогут демоверсия и кодификатор, опубликованные на сайте ФИПИ.

Найти темы сочинений и другие практические материалы для подготовки к ОГЭ по литературе можно в открытом банке заданий также на сайте ФИПИ.

Для подготовки можно использовать дополнительные пособия:
  • типовые экзаменационные варианты под редакцией А. В. Федорова
  • типовые варианты от разработчиков (Л.В. Новикова)
  • универсальный справочник О. И. Нестеровой.
Важно подготовиться к ОГЭ по литературе максимально хорошо: вам может попасться любое произведение и вы должны уметь ориентироваться в нем, а также подбирать примеры для аргументации своих мыслей самостоятельно. Задача стоит нелегкая. Но получить желаемый балл при грамотной подготовке — это реально!
Произведения, которые надо прочитать для сдачи ОГЭ
Из русского фольклора
  • Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных — по одной сказке)
  • Одна былина по выбору
Из древнерусской литературы
  • «Слово о полку Игореве»
  • Три произведения разных жанров по выбору
Из русской литературы XVIII в.
  • М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
  • Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
  • Г. Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям»
  • Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Из русской литературы первой половины XIX в.
  • И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей»
  • В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое»
  • В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»
  • А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»
Из русской литературы второй половины XIX в.
  • А. Н. Островский. Одна пьеса по выбору
  • И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день…"*, «Чародейкою-зимою…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Ласточки пропали…», «Ещё весны душистой нега…», «На заре ты её не буди…»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
  • Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
  • Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»
  • А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»
Из русской литературы ХХ в. — начала XXI в.
  • И. А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»)
  • В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик»
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
  • Проза второй половины XX в. — Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А.Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору)
  • Поэзия второй половины XX в. — И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трёх авторов по выбору)
Из зарубежной литературы
  • Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)
  • У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
  • Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору
  • И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты)
Примечание:
Если формулировка заданий 2.1–2.4 позволяет, то экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.


Список терминов для ОГЭ
  • Автор, повествователь, рассказчик. Авторское отступление, лирическое отступление. Ремарка.
  • Автор и читатель. Литературная критика.
  • Авторская позиция. Тема, тематика, мотив, вечные темы в литературе.
  • Проблема, проблематика. Идея, интерпретация, подтекст.
  • Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык.
  • Жанры литературы:
очерк, повесть, притча, рассказ, роман, роман-эпопея, сказ;
драма, комедия, трагедия;
баллада, басня, поэма;
лирическое стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Литературные роды (драма, лирика, лироэпос, эпос).
  • Литературный герой, тип литературного героя («лишний человек», «маленький человек», резонер). Главный герой, второстепенный, эпизодический, внесценический персонаж. Лирический герой.
  • Пафос (героический, трагический, комический). Трагическое и комическое.
  • Стих и проза. Поэзия: ритм; рифма; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая); стихотворная строка; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), стихотворный размер; акцентный стих, белый стих, верлибр, дольник; строфа (в том числе онегинская строфа).
  • Содержание и форма. Стиль.
  • Сюжет и фабула. Конфликт. Композиция (в том числе кольцевая, рамочная).
  • Контраст. Сцена, эпизод. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
  • Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
  • Художественная литература и устное народное творчество, жанры фольклора.
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Художественный образ. Вечные образы в литературе. Система образов, образ автора. Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет, интерьер. Деталь. Символ. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика, внутренняя речь.
  • Психологизм.
  • Художественное время и художественное пространство.
  • Цитирование. Эпиграф.
  • Язык художественного произведения (тропы, фигуры речи и др.)
  • Афоризмы.
  • Антонимы, архаизмы, диалектизмы, жаргонизмы, заимствованные слова, индивидуально-авторские слова, историзмы; книжная, разговорная, просторечная, эмоционально-оценочная лексика; неологизмы, профессионализмы, паронимы, синонимы, фразеологизмы.
  • Аллегория, гипербола и литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет.
  • Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, парцелляция, риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение; умолчание.
  • Анафора и эпифора, звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор, рефрен синтаксический параллелизм.
На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям ОГЭ по литературе? Какие есть подводные камни у разного типа заданий?
Структура экзамена
Задания № 1, № 2
В этих заданиях надо дать прямой ответ на заданный вопрос с опорой на текст приведенного фрагмента (примерно 3−5 предложений). В ответе нужно использовать цитаты из приведенного фрагмента! Задание оценивается в шесть баллов.
Задание № 3
Анализ стихотворения: нужно ответить на заданный вопрос, определить роль тех или иных художественных средств в тексте. Задание оценивается в 6 баллов.
Задание № 4
Здесь необходимо сопоставить два стихотворения и выявить, что общего между этими текстами. Очень люблю это задание! Оно сложное и интересное. Максимум 8 баллов.
Задание № 5
Необходимо написать большое полноценное сочинение на одну из пяти предложенных тем. В сочинении нужно аргументировать свою позицию с помощью цитат и использовать термины. Максимальный балл — 13.
В итоговой работе три уровня сложности:

  • Базовый уровень. 3 задания, доступный максимум за каждое — 6 баллов, отводится 20 минут.
  • Повышенный уровень. 1 задача, высшая оценка — 8, на выполнение 60 минут.
  • Высокий уровень. 1 задача, максимальная оценка — 13, на написание 115 минут.

Основные критерии при проверке всех заданий: соответствие темы заданному вопросу, опора на авторскую позицию и текст (желательно с использованием терминов), отсутствие речевых и грамматических ошибок. Важно продемонстрировать умение провести анализ текста, подкрепленный терминами, знанием проблематики, системы образов.

База. Написать 3-5 предложений связного текста; важно показать знание и понимание приведенного фрагмента. Связное рассуждение о проблематике, герое, образах лирики.

Повышенный. Написать 5-8 связных предложений, в которых убедительно сопоставляются два произведения, объединенных одной темой или мотивом. Убедительно сделать анализ в требуемом направлении, дать сравнительную характеристику.

Высокий. Сочинение объемом от 200 слов. Дать точный и глубокий ответ на заданный вопрос, доказать свои суждения текстом произведения, включить термины для анализа, выстроить логично свою работу и избегать речевых ошибок.

Если экзаменатор при оценивании отмечает, что ответ не соответствует теме на любом уровне сложности, то он выставляет 0 баллов, дальнейшая проверка этой части не ведется. Отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок дает дополнительные 6 баллов к общему числу. В отличие от ЕГЭ, в 9 классе разрешено пользоваться орфографическими словарями, текстами произведений, сборниками лирики. Список допустимых справочников рекомендуем уточнять в год тестирования.

За что снимут баллы?
Всего за экзамен можно получить 45 первичных баллов. Снизить оценку могут за следующие ошибки:
  • фактические ошибки
  • искажение авторской позиции
  • речевые и логические ошибки
  • поверхностный анализ текста
  • недостаточное аргументирование
ОГЭ 2025
ОГЭ по литературе в основной период пройдет 13 июня 2025 года.

Хотя в 2020 и 2021 году из-за сложной эпидемиологической ситуации выпускники 9-х классов были освобождены от сдачи ОГЭ, полной отмены данного формата контроля не будет.
Проведение экзамена
На решение КИМ по-прежнему дается 235 минут.

Брать с собой на экзамен ничего нельзя, однако можно попросить необходимые произведения у проверяющего в аудитории. Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нужно научиться ориентироваться в тексте. Это поможет не потерять драгоценное время на экзамене.
Какие изменения ждут в 2025 году при сдаче экзаменов?
1)Уточнены инструкции ко всей экзаменационной работе и к сочинению (задание 5.1-5.3).

2) Изменены критерии оценивания сочинения части 2: критерий 1 «Соответствие теме сочинения и её раскрытие», критерии оценивания грамотности (оценивается грамотность не всей работы, а только сочинения части 2).

3) В результате изменения критериев оценивания грамотности максимальный балл за выполнение всей экзаменационной работы уменьшился до 37 баллов
Результаты ОГЭ
Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) переводятся в пятибалльную шкалу.

Поскольку российские колледжи принимают абитуриентов без экзаменов, для зачисления туда выпускнику 9-го класса в 2022 году достаточно просто сдать ОГЭ на положительные оценки, получить аттестат и предъявить его в приемной комиссии. Так как баллы ОГЭ влияют на итоговые оценки за 9 класс, а колледжи проводят конкурсный отбор по среднему баллу аттестата, школьнику в 2022 году необходимо сдать экзамены как можно лучше.

Для девятиклассников, которые планируют продолжить обучение в школе, также важны оценки за ОГЭ-2022 (результат экзамена служит критерием для зачисления в профильные 10-е классы).
Система перевода первичных баллов в оценку
Результат ОГЭ и годовая отметка взаимосвязаны. Итоговая отметка рассчитывается по формуле: среднее арифметическое годовой оценки и оценки за экзамен, которые округляются в большую сторону.
Требования к уровню подготовки выпускников
КИМ ФИПИ разрабатываются с опорой на конкретные требования к уровню подготовки экзаменующихся. Таким образом, чтобы успешно справиться с экзаменом по литературе, выпускнику необходимо:

Знать/понимать:
  • образную природу словесного искусства
  • содержание изученных литературных произведений
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений
  • основные теоретико-литературные понятия

Уметь:
  • воспроизводить содержание литературного произведения
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
  • писать сочинения на литературные темы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка
  • участия в диалоге или дискуссии
Как подготовиться к ОГЭ по литературе наилучшим образом?
Приходите на курсы подготовки к ОГЭ!