Критерии оценивания ЕГЭ 2022
Оценка выполнения заданий 1–4 и 7–9
Правильный ответ на каждое из заданий 1−4 и 7−9 оценивается 1 баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе на задание 9 может быть любым.
Критерии оценивания выполнения заданий
с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий 5.1/5.2, 10.1/10.2
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» ответ оценивается 0 баллов.
Критерии
1. Соответствие ответа заданию
2 балла
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
1 балл
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
0 баллов
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей
2. Привлечение текста произведения для аргументации
2 балла
Для аргументации суждений текст привлекается на уровнеанализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
1 балл
Для аргументации суждений текст привлекается на уровнепересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искаженаИ/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
0 баллов
Суждения не аргументированы текстом произведения И/ИЛИ авторская позиция искажена И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 балла
Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 балл
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
0 баллов
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 6
Оценка выполнения заданий 6 и 11,
требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5−10 предложений
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его
содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может
ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения
с предложенным текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно выбирает для
контекстного сопоставления одно произведение (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский,
Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой)
Критерии
1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом
2 балла
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
1 балл
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном
направлении анализа ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
0 баллов
Не названо произведение, и не указан его автор
И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
4 балла
При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция двух произведений не искажена, фактические ошибкиотсутствуют
3 балла
При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст предложенного — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция двух произведенийне искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 балла
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двухпроизведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция двух произведений не искажена
ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровнеанализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст предложенного произведенияне привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена
ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровнепересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного — на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.; авторская позиция двух произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
1 балл
При сопоставлении для аргументации текст выбранногопроизведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и
т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена
ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 баллов
При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения
ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений
И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 балла
Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 балл
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
0 баллов
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 8
Оценка выполнения заданий 12.1−12.5,
требующих написания развёрнутого аргументированного ответа
в жанре сочинения
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Рекомендуемый объём сочинения — 250−350 слов, минимально
необходимый объём — 200 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 250 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений
(стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Критерии
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне
1 балл
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно
0 баллов
Тема не раскрыта
2. Привлечение текста произведения для аргументации
3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.,
авторская позиция не искажена,
фактические ошибки отсутствуют
2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.,
авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки
1 балл
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста,
авторская позиция не искажена
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 баллов
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий)
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения (-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки
И/ИЛИ авторская позиция искажена
3. Опора на теоретико-литературные понятия
3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании
понятий отсутствуют
2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий
отсутствуют
1 балл
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения (-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0 баллов
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий
4. Композиционная цельность и логичность
3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,
НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности
и необоснованные повторы
1 балл
В сочинении прослеживается композиционный замысел,
НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0 баллов
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла
сочинения
5. Соблюдение речевых норм
3 балла
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка
2 балла
Допущены две-три речевые ошибки
1 балл
Допущены четыре речевые ошибки
0 баллов
Допущены пять или более речевых ошибок
6. Соблюдение орфографических норм
1 балл
Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов
Допущено три или более ошибки
7. Соблюдение пунктуационных норм
1 балл
Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов
Допущено три или более ошибки
8. Соблюдение грамматических норм
1 балл
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов
Допущено три или более ошибки
Максимальный балл за сочинение – 18
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52 952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты
независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя
экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение
в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему
учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2, составляет 3 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.
2. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев оценивания ответов на задания 5.1/5.2 и 10.1/10.2,
составляет 2 первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на
соответствующее задание по данному критерию.
3. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 6 и 11, составляет 4 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.
4. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев оценивания ответов на задания 6 и 11, составляет 2 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по данному критерию.
5. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение задания 12, составляет 9 или более первичных баллов. Третий
эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
6. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев 1−5 оценивания выполнения задания 12, составляет 2
или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание
по данному критерию.
7. Расхождение между суммой баллов, выставленных экспертами по
критериям 6−8 оценивания задания 12, составляет 2 или более первичных
балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по критериям 6−8.
8. Один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х», указав
на отсутствие ответа) по первому критерию за выполнение любого из
заданий 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11, 12, а другой эксперт — ненулевое значение.
Третий эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
9. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа
на одно из заданий 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11, 12 хотя бы по одному критерию
заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в
экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого
задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только
ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания), которые
были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, при
которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе,
а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не
являются ситуациями существенного расхождения в оценивании