набор на полугодовые курсы идет до 15 декабря
Error get alias
Error get alias
Критерии оценивания ЕГЭ 2026
Оценка выполнения заданий 1–3 и 6–8
Правильный ответ на каждое из тестовых  заданий оценивается 1 баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания выполнения заданий
с развёрнутым ответом
Оценка выполнения заданий 4.1/4.2, 9.1/9.2
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию
К2 ответ оценивается 0 баллов.

Требования (учитываются по критерию К1)
1. Сформулировано утверждение, соответствующее вопросу задания,
свидетельствующее о понимании предложенного текста, не искажающее
авторской позиции.
2. Утверждение аргументировано.
3.Приведено из предложенного текста не менее двух примеров,
подтверждающих сформулированное утверждение.
Критерии
К1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации
3 балла
Выполнены все требования, фактические ошибки отсутствуют
2 балла
Выполнены требования 1 и 2, но приведён только один пример, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
1 балл
Выполнены требования 1 и 2, но примеры не приведены,
ИЛИ
выполнено требование 1, но не выполнено требование 2,
приведён один или несколько примеров,
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
0 баллов
Не выполнено требование 1,
ИЛИ выполнено требование 1, но не выполнены требования 2 и 3,
И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок
К2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
1 балл
Допущено НЕ более одной ошибки: логической, речевой,
грамматической (далее – ошибки)
0 баллов
Допущено две или более ошибки (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 4
Оценка выполнения заданий 5 и 10,
требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5−10 предложений
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов, то задание считается
невыполненным, по критериям К2 и К3 ответ оценивается 0 баллов.
Если по критерию К2 выставлен 0 баллов или 1 балл, то по критерию
К3 ответ оценивается 0 баллов

По всем критериям оценивания ответа на задание 10 выставляется
0 баллов, если:
  • – не названо выбранное стихотворение и не указан его автор;
  • – проанализировано произведение того же автора, которому
  • принадлежит предложенный текст, ИЛИ неопубликованное
  • произведение, ИЛИ текст рэпа, песни поп-музыканта, иное
  • произведение со спорной принадлежностью к художественной
литературе.

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его
содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может
ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Направление сопоставительного анализа задано в формулировке задания: указаны объекты сопоставления,
дана установка на выявление сходства или различия произведений.
Несоответствие заданному направлению сопоставительного анализа может проявляться по-разному.
Например, сопоставлены не те объекты, которые указаны в задании, выявлены только различия, а задание
требовало выявить сходство, или выявлено только сходство вместо требуемых различий.
К1. Указание сходства/различия

Требования (учитываются по критерию К1)

1. Указано сходство/различие произведений в соответствии с заданным направлением сопоставительного анализа, свидетельствующее о понимании произведений, не искажающее авторской позиции ни в одном из произведений.

2. Утверждение о сходстве/различии произведений аргументировано

2 балла
Полностью выполнены требования 1 и 2
1 балл
Выполнено требование 1, но не выполнено требование 2:
аргументация отсутствует или не подтверждает указанное
сходство/различие.
0 баллов
Не выполнено требование 1
К2. Привлечение текстов произведений при сопоставлении
Требования (учитываются по критерию К2)
1. Приведено из каждого произведения по одному примеру,
подтверждающему указанное сходство/различие.
2.Объяснено, как именно каждый из этих примеров подтверждает
указанное сходство/различие.
Указания по оцениванию ответа на задание 10 по критерию К2
Если в ответе на задание 10 не названо выбранное стихотворение или не
указан его автор, то по критерию К2 выставляется не более 1 балла.
4 балла
Полностью выполнены требования 1 и 2, фактические ошибки отсутствуют
3 балла
Полностью выполнено требование 1 и частично – требование 2:
приведены примеры из двух произведений, объяснено, как один из примеров подтверждает сходство/различие,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 балла
Полностью выполнено только требование 1, а требование 2 не выполнено: примеры из двух произведений приведены, но не объяснено, как они подтверждают сходство/различие,
ИЛИ частично выполнены требования 1 и 2: приведён пример из одного произведения, и объяснено, как он подтверждает сходство/различие, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
1 балл
Частично выполнено требование 1, а требование 2 не выполнено: приведён пример из одного произведения, но не объяснено, как он подтверждает сходство/различие,
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 баллов
Требование 1 не выполнено: не приведено ни одного примера, подтверждающего сходство/различие,
И/ИЛИ допущено более трёх фактических ошибок
К3. Логичность соблюдение речевых и грамматических норм
1 балл
Допущено НЕ более одной ошибки: логической, речевой,
грамматической (далее – ошибки)
0 баллов
Допущено две или более ошибки любого вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 7
Оценка выполнения заданий 11.1−11.5,
требующих написания развёрнутого аргументированного ответа
в жанре сочинения
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем
критериям 0 баллов, если:

– по критерию К1 выставлено 0 баллов;
– в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова,
в том числе служебные);
– вместо произведений художественной литературы привлекаются
тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной
принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга,
фанфик, графический роман)

Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет
6 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.

Рекомендуемый объём сочинения — 250−350 слов, минимально
необходимый объём — 200 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии
К1. Раскрытие темы сочинения


Указания по оцениванию сочинения по критерию К1

1. Неаргументированное утверждение не засчитывается.
2.По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской
позиции. Если искажена авторская позиция:
• в единственном привлечённом произведении, то по критерию К1
выставляется 0 баллов;
• в одном из нескольких привлечённых произведений, то оценка
по критерию К1 не может быть выше 1 балла;
• в двух или более привлечённых произведениях, то по критерию К1
выставляется 0 баллов.
3 балла
Сформулированы три аргументированных утверждения,
раскрывающих тему
2 балла
Сформулированы два аргументированных утверждения,
раскрывающих тему
1 балл
Сформулировано одно аргументированное утверждение,
раскрывающее тему
0 баллов
Тема не раскрыта
К2. Привлечение текста произведения для аргументации

Указание по оцениванию сочинения по критерию К2
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере
не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при
привлечении в сочинении только двух произведений оценка по критерию К2
не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения –
не может быть выше 1 балла.
3 балла
Для трёх утверждений текст привлечён в целях раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста и объяснено, как эти примеры подтверждают сформулированные утверждения
2 балла
Для двух утверждений текст привлечён в целях раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведены конкретные примеры из текста и объяснено, как эти примеры подтверждают сформулированные утверждения
1 балл
Для одного утверждения текст привлечён с целью раскрытия темы на уровне анализа, т.е. приведен конкретный пример из текста и объяснено, как этот пример подтверждает сформулированное
утверждение, ИЛИ текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о содержании произведения(-ий)
0 баллов
Утверждения не подтверждены текстом произведения(-ий)
К3. Фактологическая точность

Указание по оцениванию сочинения по критерию К3
Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено
не менее 2 баллов.
2 балла
Отсутствуют фактические ошибки
1 балл
Допущены одна-две ошибки
0 баллов
Допущено 3 и более ошибки
К4. Опора на теоретико-литературные понятия

Указания по оцениванию сочинения по критерию К4
• Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2
выставлено не менее 2 баллов.
• Наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются
искусствоведческие понятия при оценивании сочинения по теме 11.5.
3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании
понятий отсутствуют
2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий
отсутствуют
1 балл
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения (-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0 баллов
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий
К5. Композиционная цельность и логичность
3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,
НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности
и необоснованные повторы
1 балл
В сочинении прослеживается композиционный замысел,
НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0 баллов
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла
сочинения
К6. Соблюдение речевых норм
3 балла
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка
2 балла
Допущены две-три речевые ошибки
1 балл
Допущены четыре речевые ошибки
0 баллов
Допущены пять или более речевых ошибок
К7. Соблюдение орфографических норм
1 балл
Орфографических ошибок нет, или допущены не более четырех ошибок
0 баллов
Допущено пять или более ошибок
К8. Соблюдение пунктуационных норм
1 балл
Пунктуационных ошибок нет, или допущены не более четырех ошибок
0 баллов
Допущено пять или более ошибок
К9. Соблюдение грамматических норм
1 балл
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов
Допущено три или более ошибки
Максимальный балл за сочинение – 20
Максимальный количество баллов за ЕГЭ по литературе - 48 баллов.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования
(приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 No 233/552,
зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 No 73314)
«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
1) проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на
задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом <...>, в том числе
устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по
соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется
Рособрнадзором4. <...>
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг
от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для
проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом. <...>
В случае существенного расхождения в первичных баллах,
выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка.
Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях
оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых
организуется Рособрнадзором.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется
информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее
проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 4.1/4.2 и 9.1/9.2, составляет 3 или более
первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее
задание по всем критериям.
2. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 5 и 10, составляет 4 или более первичных
балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем
критериям.
3. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
критерию К2 оценивания ответов на задания 5 и 10, составляет 2 или более
первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее
задание по данному критерию.
4. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение задания 11, составляет 11 или более первичных баллов.
Третий эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
5. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев К1–К6 оценивания выполнения задания 11, составляет
2 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание
по данному критерию.
6. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
по критериям К7–К9 оценивания задания 11, составляет 2 или более
первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по
критериям К7–К9.
7. Один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х», указав
на отсутствие ответа) по первому критерию за выполнение любого из
заданий 4.1/4.2, 5, 9.1/9.2, 10, 11, а другой эксперт – ненулевое значение.
Третий эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
8. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа
на одно из заданий 4.1/4.2, 5, 9.1/9.2, 10, 11 хотя бы по одному критерию
заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание
в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого
задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только
ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания), которые
были оценены со столь существенным расхождением.
Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа
в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил нулевой балл
за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного
расхождения в оценивании.