Бесплатные уроки по литературе
Бесплатные уроки по русскому языку
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Критерии оценивания ЕГЭ 2026
Оценка выполнения заданий 1–3 и 6–8
Правильный ответ на каждое из тестовых  заданий оценивается 1 баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания выполнения заданий
с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий 4.1/4.2, 9.1/9.2
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).

Требования к ответу (учитываются по критерию К1)
1. Сформулировано утверждение, соответствующее вопросу задания и не искажающее авторской позиции.
2. Приведён пример из предложенного текста, подкрепляющий
утверждение.
3. Пояснено, как приведённый пример подкрепляет сформулированное утверждение.
Критерии
К1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации
3 балла
Выполнены все требования, фактические ошибки отсутствуют
2 балла
Выполнены требования 1 и 2, но не выполнено требование 3,
фактические ошибки отсутствуют
1 балл
Выполнено требование 1, но не выполнены требования 2 и 3,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
0 баллов
Не выполнено требование 1,
И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки
К2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
2 балла
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки
1 балл
Допущена одна ошибка любого вида
0 баллов
Допущено две или более ошибки (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 5
Оценка выполнения заданий 5 и 10,
требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5−10 предложений
Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения
с предложенным текстом» является основным. Если по критерию К1 выставлено 0 баллов, то задание считается
невыполненным и по критериям К2 и К3 ответ оценивается 0 баллов.
Если по критерию К2 выставлен 0 баллов или 1 балл, то по критерию
К3 ответ оценивается 0 баллов.
По всем критериям оценивания ответа на задание 10 выставляется
0 баллов, если
  • – не названо выбранное стихотворение и не указан его автор,
  • – проанализировано произведение того же автора, которому
  • принадлежит предложенный текст, ИЛИ неопубликованное
  • произведение, ИЛИ текст рэпа, песни поп-музыканта, иное
  • произведение со спорной принадлежностью к художественной
литературе.


Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его
содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может
ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Направление сопоставительного анализа задано в формулировке задания: указаны объекты сопоставления,
дана установка на выявление сходства или различия произведений.
2 Несоответствие заданному направлению сопоставительного анализа может проявляться по-разному.
Например, сопоставлены не те объекты, которые указаны в задании; выявлены только различия, а задание
требовало выявить сходство, или выявлено только сходство вместо требуемых различий

В случае, если


  • не названо выбранное стихотворение и не указан его автор;
  • названо:

– произведение того же автора, которому принадлежит

предложенный текст;

– неопубликованное произведение;

– произведение со спорной принадлежностью к художественной

литературе,


по всем критериям оценивания ответа выставляется 0 баллов.


  • Если не названо выбранное стихотворение или не указан его автор, по критерию 2 выставляется не более 1 балла
К1. Указание сходства/различия
1 балл
Сформулировано утверждение, в котором верно указано
сходство/различие произведений в соответствии с заданным
направлением сопоставительного анализа1, авторская позиция не
искажена
0 баллов
Сходство/различие произведений не указано или указано
не в соответствии с заданным направлением сопоставительного
анализа2,
И/ИЛИ искажена авторская позиция одного или двух
произведений
К2. Привлечение текстов произведений при сопоставлении
Требования к ответу (учитываются по критерию К2)
1.Приведено из каждого произведения минимум по одному примеру,
подкрепляющему утверждение.
2. Пояснено, как каждый приведённый пример подкрепляет утверждение.
Указания по оцениванию ответа на задание 10 по критерию К2
Если в ответе на задание 10 не названо выбранное стихотворение или не
указан его автор, то по критерию К2 выставляется не более 1 балла.
4 балла
Полностью выполнены требования 1 и 2, фактические ошибки отсутствуют
3 балла
Полностью выполнено требование 1 и частично – требование 2: приведены примеры из двух произведений, дано пояснение к одному из примеров, фактические ошибки отсутствуют
2 балла
Полностью выполнено только требование 1, а требование 2 не выполнено: примеры из двух произведений приведены, но не дано пояснение ни к одному из примеров, ИЛИ частично выполнены требования 1 и 2: приведён пример из
одного произведения, дано пояснение к нему,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
1 балл
Частично выполнено требование 1, а требование 2 не выполнено: приведён пример из одного произведения, но пояснение к нему не дано, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
0 баллов
Требование 1 не выполнено: не приведено ни одного примера, подкрепляющего утверждение,
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
К3. Логичность соблюдение речевых и грамматических норм
2 балла
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки
1 балл
Допущена ОДНА ошибка любого вида
0 баллов
Допущено две или более ошибки любого вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 7
Оценка выполнения заданий 11.1−11.5,
требующих написания развёрнутого аргументированного ответа
в жанре сочинения
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).

Рекомендуемый объём сочинения — 250−350 слов, минимально
необходимый объём — 200 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов.
Критерии
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2 балла
Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко, ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне
1 балл
Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно
0 баллов
Тема не раскрыта
2. Привлечение текста произведения для аргументации
3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.,
авторская позиция не искажена,
фактические ошибки отсутствуют
2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.,
авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки
1 балл
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста,
авторская позиция не искажена
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 баллов
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий)
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения (-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки
И/ИЛИ авторская позиция искажена
3. Опора на теоретико-литературные понятия
3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании
понятий отсутствуют
2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий
отсутствуют
1 балл
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения (-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0 баллов
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий
4. Композиционная цельность и логичность
3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,
НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности
и необоснованные повторы
1 балл
В сочинении прослеживается композиционный замысел,
НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0 баллов
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла
сочинения
5. Соблюдение речевых норм
3 балла
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка
2 балла
Допущены две-три речевые ошибки
1 балл
Допущены четыре речевые ошибки
0 баллов
Допущены пять или более речевых ошибок
6. Соблюдение орфографических норм
1 балл
Орфографических ошибок нет, или допущены не более четырех ошибок
0 баллов
Допущено пять или более ошибок
7. Соблюдение пунктуационных норм
1 балл
Пунктуационных ошибок нет, или допущены не более четырех ошибок
0 баллов
Допущено пять или более ошибок
8. Соблюдение грамматических норм
1 балл
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов
Допущено три или более ошибки
Максимальный балл за сочинение – 18
Максимальный количество баллов за ЕГЭ по литературе - 48 баллов.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52 952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты
независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя
экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение
в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему
учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 4.1/4.2 и 9.1/9.2, составляет 3 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.
2. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев оценивания ответов на задания 4.1/4.2 и 9.1/9.2,
составляет 2 первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на
соответствующее задание по данному критерию.
3. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 5 и 10, составляет 4 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.
4. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев оценивания ответов на задания 5 и 10, составляет 2 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по данному критерию.
5. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение задания 11, составляет 9 или более первичных баллов. Третий
эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
6. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев 1−5 оценивания выполнения задания 11, составляет 2
или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание
по данному критерию.
7. Расхождение между суммой баллов, выставленных экспертами по
критериям 6−8 оценивания задания 11, составляет 2 или более первичных
балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по критериям 6−8.
8. Один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х», указав
на отсутствие ответа) по первому критерию за выполнение любого из
заданий 4.1/4.2, 5, 9.1/9.2, 10, 11, а другой эксперт — ненулевое значение.
Третий эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
9. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа
на одно из заданий 4.1/4.2, 5, 9.1/9.2, 10, 11 хотя бы по одному критерию
заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в
экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого
задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только
ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания), которые
были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, при
которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе,
а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не
являются ситуациями существенного расхождения в оценивании