Чек-лист «Пошаговый план подготовки к ЕГЭ по литературе»
Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»
Хочу написать про статью Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
Ну вот никто не знал, что за зверь эта Катерина. А тут он, блеснул, озарил, Советский Союз закрепил, и Катерина намертво луч света.
Прочь иронию, к делу.

Не знать, кто сказал эту фразу, не использовать выражение «темное царство» при описании нравов Калинова — преступление. Да и статью можно прочесть. Нужен ваш шикарно-вменяемый сокращенный вариант?

«Гроза» написана в 1859 году. В этом же году Тургенев пишет роман «Накануне». В этом же году заканчивает работу Гончаров над приговором всей русской нации «Обломовым». Все ждут. В обществе действительно удушающая атмосфера, застой, все недовольны. Как перед грозой. Нечем дышать.

И тут — бабах! — «Гроза».

И драма Островского воспринимается во многом в социальном ключе: что вот-вот рванет в обществе. Вот-вот крепостное право будет отменено, должны быть реформы, «Россия вспрянет ото сна» (от обломовщины).
Именно в этой линии многими трактуется образ Катерины. Далее слово Добролюбову: «самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых» «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет, - она ни перед чем не остановится... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится»

Катерина представляется героиней, олицетворяющей великие силы, которые поднимаются в глубине России; она и ее «протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина, дают надежду, что общество будет меняться
Будем помнить, что это просто точка зрения Добролюбова.
Островский не говорил: «О, как с языка снял!», а значит, мы вольны искать гораздо более глубокий философский подтекст
Размеры и что с ними делать
Вам нужно отличать ямб от хорея, чтобы получить 1 балл за тест (4 задание). Это просто и утилитарно.

«Если я знаю, что это ямб, то я глубже понимаю стихотворение» — это, конечно ерунда :) ничего вы там глубже не понимаете ????
Понимание специфики размера (метра) — это культурная память! Это специальные знания и отдельная область литературоведения. Пиши в комментарии, если интересно, я напишу отдельные посты.
А ЧТО ЖЕ ДЛЯ ЕГЭ?

????В 15, 16 и 17 (если пишете по поэзии) заданиях вы можете отлично использовать идею о СМЕНЕ РИТМА????
Например, в стихотворении А.А.Ахматовой «Родная земля» (входит в кодификатор) метр (размер) меняется трижды: два раза меняется размер, один раз количество стоп.
Каждый раз эта смена происходит в начале новой важнейшей мысли (а все стихотворение не разделено на строфы!)
Попробуйте найти эти смены размера и написать, какая новая мысль/интонация начинается.
15 задание
Итак, мы договорились, что в 15 задании не используем факты из биографии. Ведь для произведения искусства не важны все эти частности, а важно ????переживание???? героя

Чего ещё вы должны избегать при написании 15го задания (или задания 1.2.1 для ОГЭ, или анализа лирики вообще)?

ПЕРЕСКАЗА!!! Обязательно для себя перескажите стихотворение, понимаете ли вы, о чем оно. Но пересказ не пишите в самом сочинении!!!

Вот вам пример работы («Каким настроением проникнуто стихотворение А.С.Пушкина «я вас любил...»):

Стихотворение А.С. Пушкина проникнуто печальным настроением.
Лирический герой искренне и очень сильно любил девушку, которой посвящено стихотворение, что подчёркивает анафора: «Я вас любил безмолвно, безнадежно.... Я вас любит так искренно, так нежно...»Однако метафора «любовь ещё, быть может, ... угасла не совсем» указывает на то, что в его душе почти не осталось прежних чувств. Тем не менее, последняя строка стихотворения («Как дай вам бог любимой быть другим.») показывает то, что лирический герой желает лучшего возлюбленной.

❗️❗️❗️❗️стихотворение выучить наизусть!
Анализ поэзии
В 89% анализ (понимание) стихотворения подменяют биографией. Вы это часто видите в сборниках подготовки (пример пост назад), а порекомендовать хороший не могу, пока не нашла ????♀️

После биографии идёт пересказ текста (прозой поэзию!!!) и всякие воды типа «гениальных строк» о «невероятных мыслях».

Нужно ли знать, где, когда и почему поэт создаёт шедевр?

Пишет замечательный литературовед Л.Я.Гинзбург:

«Еще Гете говорил, что каждое стихотворение — это стихотворение на случай. Но «случай» иногда входит в художественную структуру стиха в качестве темы или смыслового ключа, источника ассоциаций; иногда же реалии, приводившие в движение творческую мысль поэта, ока­ зываются эстетически безразличными.

Стихотворение Лермонтова «Погиб поэт! — невольник чести...» озаглав­лено обобщенно — «Смерть поэта». Очевидно, однако, что стихотворение это существует как художественное един­ство только при одном условии: читатель должен знать, что в нем идет речь о смерти Пушкина, и должен знать, хотя бы в общих чертах, обстоятельства этой смерти.

Между тем совершенно не обязательно знать, что стихо­ творение Лермонтова: «Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены...» обращено к графине Ростопчи­ной. Факт этот может войти в биографию Лермонтова, но к восприятию стихотворения он ничего не прибав­ляет» (продолжение в карусели).

Я к чему? ➡️ в 99% случаем не важно, кто, где и почему. Мы ленимся учиться чувствовать, боимся быть смешными, что-то там видеть, «тоже мне, вам что, сам поэт сказал?» ???? и подменяем возможность открыть свою душу навстречу поэзии какой-то ерундой.

Запомните, НЕ ВАЖНО ГДЕ И ЧТО ПОСЛУЖИЛО!!! Важно ????переживание???? лирического героя, вот до него и надо добираться!!!

Как у вас с анализом лирики?