Бесплатные уроки по литературе
Бесплатные уроки по русскому языку
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Как анализировать стихотворение?
Если пока сложно самому анализировать лирику, то предлагаю воспользоваться алгоритмом ниже (составлено по статье великого литературоведа М. Л. Гаспарова «Снова тучи надо мною… Методика анализа»)

Главное, к чему я призываю — не пользоваться подсказками в биографии. Очень часто мы не текст анализируем, а кому посвящено да где был поэт, когда написал — но это не анализ. Метод, о котором будет речь ниже, «имманентный» — он не выходит за пределы текста стихотворения.

Итак, как научится анализировать текст? Есть три подхода (идем от сложного к простому, который получится у всех сто процентов):

1. Сформулируй общее впечатление от текста («я смотрю на стихотворение и стараюсь дать себе отчет, что в нем с первого взгляда больше всего бросается в глаза и почему»).

2. Второй подход: медленное чтение: «я медленно читаю стихотворение, останавливаясь после каждой строки, строфы или фразы, и стараюсь дать себе отчет, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как перестроила старое».

3. Третий подход — самый формальный (и, пожалуй, самый легкий), но он точно даст нам много пищи для размышлений. Это чтение по частям речи.

«Мы вычитываем и выписываем из стихотворения сперва все существительные (по мере сил группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. И из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных — его предметный (и понятийный) состав; из прилагательных — его чувственная (и эмоциональная) окраска; из глаголов — действия и состояния, в нем происходящие».

Чтобы художественный мир «приобрел окончательные очертания, нужно посмотреть в заключение на три самые общие его характеристики: как выражены в нем пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения?»

Давайте потренируемся анализировать таким образом стихотворение. Возьмем всем известный текст — переходите в телеграмм-канал.
«Не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое, — только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. Изложить такой самоотчет в связной устной или письменной форме — это и значит сделать анализ стихотворного текста».
М. Л. Гаспаров