Кодификатор-2024
Обязательный для ознакомления документ с терминами и произведениями, которые необходимо изучить к экзамену.
Готовьтесь к ЕГЭ с экспертами на наших курсах по подготовке онлайн, а полный кодификатор вы найдете в статье ниже. На сайте появятся все изменения, когда ФИПИ утвердит новый проект демоверсии.
Смотри разбор сложных терминов из кодификатора
Термины¹
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм; (литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма.
  • Литературный герой, тип литературного героя ("лишний человек", "маленький человек", резонер). Главный герой, второстепенный, эпизодический, внесценичекий персонаж. Лирический герой.
  • Пафос(героический, трагический, комический). Трагическое и комическое.
  • Стих и проза. Поэзия. Ритм. Рифма. Системы стихосложения (тоническая, силлабичекая, силлабо-тоническая). Стихотворная строка. Стихотворный метр. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Содержание и форма. Стиль.
  • Сюжет и фабула. Конфликт. Композиция (кольцевая, рамочная). Контраст. Сцена, эпизод. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
  • Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)
  • Художественная литература и устное народное творчество. Фольклор. Жанры фольклора
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Автор, повествователь, рассказчик. Авторское отступление. Лирическое отступление. Ремарка.
  • Автор и читатель. Литературная критика²
  • Авторская позиция. Тема, тематика, мотив, вечные темы в литературе.
  • Проблема, проблематика. Идея, интерпретация, подтекст.
  • Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык.
  • Жанры литературы: очерк, повесть, притча, рассказ, роман, роман-эпопея, сказ; драма, комедия, трагедя; баллада, басня, поэма; лирическое стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма.
  • Художественный образ. Вечные образы в литературе. Система образов, обаз автора. Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет, интерьер. Деталь. Символ. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика, внутреннаяя речь.
  • Психологизм.
  • Художественное время и художественное пространство.
  • Цитирование. Эпиграф.
  • Языкхудожественного произведения (тропы, фигуры речи идр.)
  • Аформизмы.
  • Антонимы, архаизмы, диалектизмы, жаргонимы, заимствованные слова, индивидуально-авторские слова, историзмы; книжная, разговорная, просторечная, эмоционально-оценочная лексика; неологизмы, профессионализмы, паронимы, синонимы, фразеологизмы.
  • Аллегроия, гепрбола и литота, метаформа, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет.
  • Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, парцелляция, риторические фигуры: вопрос, восклицание, обрщение; умолчание.
  • Анафора и эпифора, звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор, рефрен, синтаксический параллелизм.

¹ Я убрала несколько терминов, которые не встретятся в тестах и неприменимы для анализа
² Строго говоря, тебе нужны всего два статьи: «Мильон терзаний» Гончарова (финал статьи) и «Луч света в темном царстве» Добролюбова (общая концепция)
Список текстов³
Возможно, ты видел устрашающий и непонятный кодификатор 2022 года со списками A, B, C. Этот кодификатор не для людей)) смело пользуйся кодификатором 2021 года
Из древнерусской литературы
  • «Слово о полку Игореве»
Из литературы XVIII в.
  • Д.И.Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
Из литературы первой половины XIX в.
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про... купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Из литературы второй половины XIX в.
  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
Из литературы конца XIX — начала XX вв.
  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Тоска»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
Из литературы первой половины XX вв.
  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» ИЛИ «Мастер и Маргарита»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Из литературы второй половины XX вв.
  • Проза второй половины XX в. Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
  • Драматургия второй половины ХХ в. А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин (произведение одного автора по выбору)
Из литературы второй половины XX вв.
  • Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г.Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

³ Здесь только проза, драма и лиро-эпос (поэмы)
Применение
Просто кодификатор – это просто список
Я тебе предлагаю инструкцию поприменению, для
этого определи уровень своей подготовки:

  • Я хорошо готов, тексты читаю, анализировать умею — 3 балла
  • Я готовлюсь, но не могу сказать, что уверен в своих знаниях — 2 балла
  • Ну я знаю, что Пушкин — АС, что у Раскольникова был топор — 1 балл
  • Раскольников? — 0 баллов

Выше ты видишь два списка: список терминов и список произведений.
Как с ними работать?

Если до экзамена еще далеко, то независимо от баллов составь честный график чтения (убери те тексты, которые читал и хорошо помнишь, начинай с крупных форм; самые большие романы — «Война и мир», «Тихий Дон»; после них по объему идут «Преступление и наказание», «Обломов»). В графике обязательно укажи дату, к которой прочитаешь текст! Во время чтения рисуй комиксы. Как именно — постоянно рассказываю в своем блоге.

2−3 балла: Если экзамен уже скоро, термины тебе будут не очень интересны, а вот в прозе-драме-поэмах выдели красным те тексты, в которых ты плохо помнишь второстепенных героеви цитаты (помни, цитирование необязательно, переводи прямые цитаты в косвенные), а зеленым те тексты, которые помнишь очень хорошо. Посчитай количество красных текстов и дней до экзамена, раздели второе на первое и узнай, сколько текстов в день надо повторять.

0−1 баллов: прочитай все рассказы (жанры указаны в кодификаторе), все поэмы (кроме «Мертвых душ»); оставшиеся тексты сосчитай и раздели на количество дней до экзамена. Например, у тебя получится, что в день надо ознакомиться с шестью текстами. Значит, ты выделяешь на это 2 часа (лучше разбей по 20 минут, не читай подряд), прочитывай краткоесодержание текста, открывай сборник Титаренко и прочитывай характеристики героев.