Бесплатные уроки по литературе
Бесплатные уроки по русскому языку
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
основная волна
Все темы ЕГЭ-2025
ЛИТЕРАТУРА_100
Пары тем 4.1 и 4.2

4.1 Почему благородная непрактичность Раневской и Гаева не вызывает сочувствия у Лопахина?
4.2 Каково значение фразы Раневской «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом»?

4.1 Как описание Ани о матери повлияет на торги и продажу имения?
4.2 В чём неоднозначность эмоционального звучания отрывка? (отрывок, когда Аня приехала, Варя ей радовалась)

4.1 Какие черты натуры Обломова проявляются в приведённом фрагменте?
4.2 Почему Обломов сравнивает себя с “другими”?

4.1. В чем ущербность мировоззрения Варвары?
4.2. В чем различие характеров Катерины и ее мужа?

4.1 Почему Раскольников использует слова-заменители(“проба”, “дело”)?
4.2 Почему Раскольников выбрал для своей цели именно старуху-процентщицу?

4.1 Почему Штольц боится воображения?
4.2 Чем важно описание Штольца в приведённом фрагменте?

4.1 Что символизирует образ горцев? (По “Господину из Сан-Франциско”)

4.1 В чём проявляется комизм диалога Феклуши с Глашей?
4.2 В чем роль саморазоблачения в приведенном отрывке?

4.1 Чем объясняется различие в поведении Аркадия и Николая Петровича?
4.2 В чем проявляется авторская ирония?
(диалог героев о союзе с Фенечкой)

4.1 Что раздражает Раскольникова в словах и поведении Свидригайлова?
4.2 Что мотивирует Свидригайлова сближаться с Раскольниковым?


Задание №5
  • Сопоставьте образ жизни Обломова с образом жизни Евгения Онегина в столичных главах. В чём различие героев?
  • Сравните Анну Сергеевну Одинцову с Любовью Раневской из “Вишнёвого сада” А. П. Чехова как помещиц. Выявите различия героинь.
  • Сравните Ермолая Лопахина и Дикого из пьесы А. Н. Островского “Гроза”. Выявите внутренние различия героев.
  • Сопоставьте измену Катерины с изменой Аксиньи из романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Выделите сходства героинь.
  • Сравните внутренний мир Феклуши и Коробочки из поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.
  • Сопоставьте Аркадия и Николая Петровича с Григорием и Пантелеем Прокофьевичем из романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Выявите различие в отношениях отца и сына в этом фрагменте и конфликте Мелеховых из-за Аксиньи.
  • Сопоставьте Раскольникова с Печориным из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
  • Сопоставьте Свидригайлова Печориным из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Выявите сходства в их отношении к окружающим.
  • Сопоставьте Штольца с Чичиковым из поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”. Чем различны их жизненные принципы?
  • Сопоставьте Анну Сергеевну Одинцову с героиней “Чистого понедельника” И. А. Бунина. В чём различие героинь, переживших любовную драму?
  • Сопоставьте образы бедняков из рассказа И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” и героев ночлежки из пьесы М. Горького “На дне”.


Пары тем 9.1 и 9.2

9.1 Каким настроением пропитано стихотворение “Буря” С. А. Есенина?
9.2 Какие особенности пейзажной лирики С. А. Есенина отразились в “Буре”?

9.1 Что символизирует осень в стихотворении  С. А. Есенина “По-осеннему кычет сова…”?
9.2 Чем стихотворение “По-осеннему кычет сова…” похоже на элегию?

9.1 Как В. В. Маяковский в стихотворении “Уже второй” изображает сиюминутное и вечное?
9.2 Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения “Уже второй”?

9.1 Каким настроением пропитано стихотворение “Какая спокойная осень…” А. Д. Дементьева?
9.2 Почему стихотворение можно отнести к философской лирике?

9.1 Как финальная строчка соотносится с содержанием стихотворения П. Верлена “Эпилог”?
9.2 В чём смысл противопоставления человека и природы в этом стихотворении?

9.1 Каково внутреннее состояние лирического героя стихотворения В. Соколова “Здесь ветер попеременно…”?

9.1 Каково мировоззрение лирического героя стихотворения М. Джалиля “Бывают ночи — сны уходят прочь…”?
9.2 Почему стихотворение можно отнести к философской лирике?

9.2 Почему стихотворение В. С. Высоцкого “Здесь лапы у елей дрожат на весу…” можно отнести к романтической лирике?

9.1 Каким предстаёт образ возлюбленной в стихотворении Р. Г. Гамзатова в переводе Рождественского “По планете немало постранствовал я…”?
9.2 В чём необычность изображения любовной темы в стихотворении Р. Г. Гамзатова?

9.1 В чём заключается связь природы и человека в стихотворении “Апрель” Ю. Д. Левитанского?
9.2 Каким предстаёт лирический герой стихотворения?


Задание №10
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором изображена бушующая стихия (как и в “Буре” С. А. Есенина).
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором изображена осень (как и в стихотворении С. А. Есенина “По-осеннему кычет сова…”)
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором изображена осень (как и в стихотворении “Какая спокойная осень…” А. Д. Дементьева)
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором показана связь внутреннего мира человека с мирозданием (как и в стихотворении В.В. Маяковского “Уже второй”)
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором показана связь внутреннего мира человека и природы.(как и в стихотворении П. Верлена “Эпилог")
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором показана связь человека и природы.(как и в стихотворении М. Джалиля “Бывают ночи — сны уходят прочь…”)
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором изображён любимый город.(как и в стихотворении А. Т. Твардовского “В свеченье славы самобытной…”)
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается тема любви (как и в стихотворении “Я не любви твоей прошу…” А. А. Ахматовой)
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором изображена весна (как и в стихотворении “Апрель” Ю. Д. Левитанского)
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором звучит обращение к возлюбленной (как и в стихотворении “Здесь лапы у елей дрожат на весу…” В. С. Высоцкого)
  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается тема любви (как и в стихотворении Р. Г. Гамзатова в переводе Рождественского “По планете немало постранствовал я…”)


Формулировки тем 11 сочинения

11.1
  • Роль интерьера и портрета в изображении помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.
  • Трагический бунт русского крестьянства в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  • Какие проблемы поднимает автор “Слова о полку Игореве”?
  • Можно ли согласиться с тем, что в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» несколько кульминационных моментов?
  • Является ли Чацкий героем, чьи прогрессивные идеи можно воплотить, либо же его идеалы невыполнимы? (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
  • Мир природы в лирике М. Ю. Лермонтова. (На примере не менее трёх стихотворений)
  • Осуждает или прославляет автор князя Игоря? (По “Слову о полку Игореве”)
  • В чём изъян воспитания Митрофана? (По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)
  • Почему главы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” расположены не в хронологическом порядке?
  • Чем была наказана госпожа Простакова? (По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)
  • Романтические образы в лирике М. Ю. Лермонтова. (На примере не менее трёх стихотворений)

11.2
  • Некоторые критики считают эпилог романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского искусственным. Каким он кажется Вам?
  • В чем противопоставлены Элен Курагина и Наташа Ростова? (По роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)
  • Почему любовь к Борису обернулась трагедией для Катерины? (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”)
  • Какова роль лирических отступлений в романе А. А. Фадеева “Молодая гвардия”?
  • Тема родительской любви в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
  • В чём проявляется неоднозначность философии Базарова? (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
  • Кто кажется Вам важнее: Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (По роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)
  • Особенности раскрытия образов крестьян в поэме    Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
  • С чем Вы согласны и с чем не согласны в понимании Толстым философии истории? (По роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)
  • Какие причины уязвимости философии Базарова можно выделить? (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
  • Достоин ли Обломов любви Ольги Ильинской? (По роману И. А. Гончарова “Обломов”)


11.3
  • Тема природы в лирике Б. Л. Пастернака. (На примере не менее трёх стихотворений)
  • Тема родной природы в лирике А. А. Фета. (На примере не менее трёх стихотворений)
  • Совпадает ли авторская оценка Обломова с вашим восприятием героя? (По роману И. А. гончарова “Обломов”)
  • Мнение критиков о судьбе Григория Мелехова в конце романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон” неоднозначно. Как Вы думаете, что было бы с героем после возвращения в родной дом?
  • Особенности лирического героя Н. А. Некрасова. (На примере не менее трёх стихотворений)
  • Как сложились судьбы героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
  • Поэзия В. В. Маяковского вызывает неоднозначные эмоции. Какие эмоции она вызывает у вас? (На примере не менее трёх стихотворений)
  • Философское звучание лирики В. В. Маяковского. (На примере не менее трёх стихотворений)
  • Символы в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
  • Старая и новая Русь в лирике С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)
  • Лирика А. К. Толстого на примере трёх стихотворений.
  • Как вы считаете, судьба Беликова должна вызывать насмешку или сожаление? (По рассказу А. П. Чехова “Человек в футляре”)


11.4
  • Мотив освобождения от иллюзий в отечественной литературе (На примере произведения одного из писателей: А. С. Грибоедова, Л. Н. Толстого,  М. А. Шолохова)
  • Герой-мыслитель в отечественой литературе (На примере произведения одного из писателей: И. С. Тургенева, М. Горького, А. С. Грибоедова)
  • Героический характер на страницах русской литературы (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова)
  • Образ верного слуги в отечественной литературе (На примере произведения одного из писателей:  А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, А. П. Чехова)
  • Образ человека, оказавшегося в тяжёлых жизненных обстоятельствах (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. И. Солженицына).
  • Сильные духом герои в отечественной литературе (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. А. Фадеева)
  • Положительный герой в отечественной литературе (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова )
  • Персонаж, оказавшийся на перекрёстке жизненного пути (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова)
  • Герои, бросившие вызов своей судьбе (На примере произведения одного из писателей: Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, М. А. Шолохова)
  • Размышления о поэтическом творчестве (На примере не менее трёх стихотворений одного из поэтов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского)


11.5
  • Какие советы Вы бы дали художнику-иллюстратору поэмы А. А. Ахматовой “Реквием”
  • Какие советы Вы бы дали исполнителю роли Максима Максимыча в экранизации романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?
  • Какие рекомендации Вы бы дали художнику-иллюстратору, изображающему портрет героя одного из произведений А. П. Чехова.
  • Какие рекомендации Вы бы дали художнику-иллюстратору романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?
  • На какие сцены Вы бы посоветовали обратить внимание художнику-иллюстратору «Слова о полку Игореве»?
  • На какие детали стоит обратить внимание художнику-иллюстратору рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»?
  • Какие советы Вы бы дали художнику-иллюстратору сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина?
  • Какие эпизоды из романа “Молодая гвардия” А. А. Фадеева Вы бы посоветовали для иллюстрирования?
  • Какие советы Вы бы дали режиссёру экранизации повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”?
  • Какие рекомендации Вы бы дали художнику-иллюстратору, работающему над портретами героев романа-эпопеи “Тихий Дон” М. А. Шолохова?
в летний лагерь
Чтобы ты мог использовать лето на максимум, мы подготовили два летних курса — выбирай то, что нужно именно тебе!
открыт набор