Бесплатные уроки по литературе
Бесплатные уроки по русскому языку
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Отличная возможность познакомиться с нашей школой

Возможные изменения в ЕГЭ-2026 по литературе

Возможные изменения в ЕГЭ-2026 по литературе

 
Изменения в ЕГЭ по литературе 2026 — что нового и на что обратить внимание
Мы не устаем повторять нашим ученикам, что прочитать все произведения и выучить все термины к экзамену недостаточно. Необходимо понимать, чего от вас ждут экзаменаторы, как ответить на вопросы так, чтобы получить за задание максимальный балл.
Для этого нужно изучить документацию к ЕГЭ по литературе, в частности, критерии оценивания. Год от года меняется не только структура КИМов, но и сами критерии.
Демоверсия экзамена была опубликована еще в августе. Изменения в ЕГЭ по литературе 2026, на первый взгляд, кажутся незначительными, особенно по сравнению с предыдущими годами. Структура экзамена, несмотря на все размышления ФИПИ, осталась прежней, хотя окончательно все будет утверждено в ноябре 2025 года.
Учащиеся все еще имеют возможность анализировать отрывок текста, а не короткую цитату, как было в апробационном варианте – это, безусловно, плюс. Однако в этом году экспертов и преподавателей беспокоят критерии оценивания вопросов со свободными ответами.
Давайте разбираться.

Основные изменения в ЕГЭ по литературе 2026
Структура КИМ та же, что и в прошлом году:
Часть 1
Эпическое или лироэпическое произведение
Задание 1 – теория, записать термин (род, жанр произведения, литературное направление, средство выразительности и т. д.) или вопрос по сюжету (имена, фамилии героев, названия населенных пунктов…)
Задание 2 – теория, сопоставить персонажей и их высказывания, портреты, биографии и т. д./названия произведений и авторов/названия произведений и героев…
Задание 3 – теория, вписать два термина в литературоведческое высказывание
Задание 4 – практика, развернутый ответ на один из двух вопросов по данному фрагменту текста
Задание 5 – практика, развернутое сопоставление данного произведения с другим, указанным в вопросе
Лирическое произведение
Задание 6 – теория, вписать два термина в литературоведческое высказывание
Задание 7 – теория, записать термин (литературное течение, стихотворный жанр…)
Задание 8 – из списка изобразительных средств выбрать те, что использованы в стихотворении
Задание 9 – практика, развернутый ответ на один из двух вопросов по данному стихотворению
Задание 10 – практика, развернутое сопоставление данного стихотворения с другим, которое вспоминает и выбирает сам ученик
Часть 2
Задание 11 – сочинение на одну из пяти предложенных тем.


Список для чтения тоже не поменялся: 20 основных текстов (вторая половина XIX и XX век) и 8 произведений из первой половины XIX века, которые могут встретиться в задании 5 и сочинении 11. Роман Фадеева “Молодая гвардия”, включенный в подготовку в прошлом году, остался на месте.
Перечень литературоведческих терминов не изменился, в нем по-прежнему нет таких понятий, как “маленький человек”, “лишний человек”, “оксюморон”, хотя с нашими учениками мы их обязательно обсуждаем.
Изменения в кодификаторе ЕГЭ по литературе 2026 касаются формулировок самих заданий и их оценивания.

Задания 4.1 и 4.2, 9.1 и 9.2

Было

Стало

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.                                       

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ предложенного фрагмента произведения/тсихотворения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.                                                         

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

                                                                         

                                                          

                                                                         

                                                          

                                           

                             

При написании развёрнутых ответов на задания 4 и 5 не искажайте авторской позиции, приводите конкретные примеры из текста произведений (обращайтесь к образам, микротемам, деталям и т.п.), не допускайте фактических и логических ошибок; соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво (примерный объём каждого ответа – 5–10 предложений).

Выберите ОДНО из заданий: 4.1 или 4.2. В бланк ответов № 2 запишите его номер и прямой связный ответ:

– отвечая на вопрос задания, сформулируйте утверждение,

– приведите пример из предложенного фрагмента текста, подкрепляющий Ваше утверждение,

– поясните, как приведённый пример подкрепляет Ваше утверждение.

Теперь мы видим четкую “инструкцию” к заданию, что, с одной стороны, хорошо, но с другой – делает ваш ответ несколько более формальным. Ученик по-прежнему не может выходить за пределы предложенного фрагмента (если иное не указано в задании).
В новой демоверсии есть фраза “примерный объем 5-10 предложений”, то есть если вы напишете 4 предложения, но они будут по делу, за объем баллы никто не снизит.
Обратите внимание на новые критерии оценивания этого задания. Раньше максимальный балл за него был 4, теперь критерий К1 изменили, балл повысился до 5.
Критерий К1 теперь называется “Соответствие ответа заданию”, и расшифрован довольно подробно и понятно: ответ должен содержать
1) сформулированное утверждение, отвечающее на вопрос и не искажающее авторской позиции;
2) пример к утверждению из предложенного фрагмента
3) пояснение к примеру
Если все требования соблюдены, фактических ошибок нет, то по критерию ученик получает 3 балла. Если не соблюдено требование 3, но есть 1 и 2 без фактических ошибок, выставляется 2 балла. Если выполнено только требование 1 или допущена одна фактическая ошибка, ставится 1 балл. Если ни одно требование не соблюдено или есть две фактические ошибки, ученик получает 0 по критерию К1.
Допущенные фактические ошибки – вот главная опасность этого задания. Внимательно пишите имена, названия городов и тому подобное. А если не уверены на 100 процентов – лучше их и вовсе не писать, если есть такая возможность. При подготовке обратите внимание на заголовки стихотворений, какие имеют название, а какие называются по первой строчке.

Задания 5 и 10

Было

Стало

Для задания 5:

Сопоставьте в ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ АНАЛИЗА приведённый фрагмент произведения (допустимо обращение и к другим эпизодам, если это указано в формулировке задания) с указанным в задании произведением.         

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.   

Ответ проиллюстрируйте текстами обоих произведений, привлекая каж- дый из них на уровне анализа, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.                                                       

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

Для задания 10:

Выберите ОДНО опубликованное стихотворение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому при- надлежит предложенный текст, а также к произведениям со спорной принад- лежностью к художественной литературе). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Обязательно укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Для задания 5:

Сопоставьте приведённый фрагмент произведения (допустимо

 обращение и к другим эпизодам, если это указано в формулировке

 задания) с названным в задании произведением.

Запишите прямой связный ответ:

– отвечая на вопрос задания, сформулируйте утверждение (укажите сходство ИЛИ различие обоих произведений в зависимости от формулировки задания),

 –приведите минимум по одному примеру из каждого произведения, подкрепляющему Ваше утверждение,

 –поясните, как приведённые примеры подкрепляют Ваше утверждение.

                                                               

Для задания 10:

Выберите для сопоставления ОДНО опубликованное стихотворение,

 укажите в ответе его автора и название (не допускается обращение

 к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также к произведениям со спорной

 принадлежностью к художественной литературе).

 Запишите прямой связный ответ:     

– отвечая на вопрос задания, сформулируйте утверждение (укажите сходство ИЛИ различие обоих произведений),

 –приведите минимум по одному примеру из каждого произведения, подкрепляющему Ваше утверждение,

 –поясните, как приведённые примеры подкрепляют Ваше утверждение.                                                             

И вновь мы видим вполне четкую инструкцию к выполнению заданий.
Максимальный балл за них снизился с 8 до 7, так как поменялся первый критерий. К1 теперь звучит как “Указание сходства/различия”. Соответственно, если ученик не указывает сходство или различие, он получает по этому критерию 0 баллов. Ноль ставится также за искажение авторской позиции.
Критерий К2 “Привлечение текстов произведений при сопоставлении” перестал быть обтекаемым. Чтобы получить за него 4 балла, нужно
1)     привести из каждого произведения хотя бы один пример для подкрепления сходства/различия
2)   пояснить каждый пример
Кроме того, нужно обязательно указать название стихотворения и его автора (текст того же поэта, что дан в КИМе, брать нельзя).
Если ученик допускает одну фактическую ошибку, он получит по критерию К2 не больше 2 баллов. Будьте внимательны!
Задания 11.1-11.5

Было

Стало

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5).

Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения — 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

                                                                         

                                                          

                                           

                             

 

                                                                         

                                                          

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений

 (11.1–11.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ No 2.

Напишите сочинение, соблюдая следующие требования:

 1. Сформулируйте и докажите не менее трёх тезисов, раскрывающих тему (не искажайте авторской позиции).

 2. Подтвердите тезисы конкретными примерами из текста

 произведения(-ий) (обращайтесь к фрагментам, образам, микротемам,

 деталям и т.п.), прокомментируйте эти примеры в целях раскрытия темы.

 3. Используйте два теоретико-литературных (или искусствоведческих –

 в сочинении на тему 11.5) понятия для анализа текста произведения(-ий).

 4.Соблюдайте целостность, последовательность, логику и связность

 изложения.

 5. Пишите разборчивым почерком, соблюдайте речевые,

 орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

 6. В сочинении должно быть не менее 200 слов (при меньшем объёме за

 сочинение выставляется 0 баллов).

Не допускается обращения к произведениям со спорной принадлежностью

 к художественной литературе.

Главный “подводный камень” в новой формулировке к заданию 11 – обязательные три тезиса в сочинении. Некоторые темы не очень-то располагают к постановке трех тезисов, но их непременно нужно сделать, если вы хотите получить максимум – 20 баллов – за это задание.
В прошлом году можно было заработать 18 баллов. В новом варианте экзамена в отдельный критерий вынесена фактологическая точность сочинения – это критерий К3, его “стоимость” 2 балла, если ошибки отсутствуют. 1 ошибка – минус 1 балл.
Еще из нового в формулировке задания 11: четко прописано, что текст должен быть привлечен более одного раза, указаны санкции за искажение авторской позиции (за это по критерию К1 грозит потеря 2 или 3 баллов).
Проверка грамотности никуда не делась, к сожалению или к счастью.

Как подготовиться к новому формату ЕГЭ по литературеИзменения в ЕГЭ по литературе 2026 не должны вас напугать, и статья написана совсем не с этой целью:) Предупрежден – значит, вооружен!

Если вы начали подготовку в 11 классе, то для вас только этот формат и существует, вы ничего не потеряли. Если вы готовились в 10 классе, суть экзамена не поменялась.

Когда пишете развернутые ответы, сверяйтесь с критериями. Со временем вы привыкнете к тем моментам, на которые нужно обратить особое внимание.

В ходе подготовки не стесняйтесь лишний раз проверить фактические нюансы: как кого зовут в произведении, где жили, кто кому кем приходится и так далее. Проверяйте заголовки стихотворений.

А для того, чтобы облегчить вам подготовку, мы активно ведем телеграм-канал “Literatura_100”, куда приглашаем вас и ваших друзей. Вот лишь некоторые полезности:

Разбор демоверсии 2026: https://t.me/liter_100/6544

Самые частые фактические ошибки: https://t.me/liter_100/6511

Убийственная фактическая ошибка в сочинениях по “Войне и миру”: https://t.me/liter_100/6459

А по хэштегу #цитатник вы найдете в канале карточки с самыми запоминающимися фразами из произведений!