Бесплатные уроки по литературе
Бесплатные уроки по русскому языку
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Отличная возможность познакомиться с нашей школой

ЕГЭ по литературе – Чехов: ключевые произведения и задания

Для ЕГЭ по литературе Чехов крайне важен, во-первых, потому, что его произведения находятся в основном списке для изучения, а во-вторых, по той причине, что изучаем мы не только рассказы, но и драму “Вишневый сад”.
Тексты Чехова могут встретиться вам в тестовой части на экзамене (“Вишневый сад” и “Ионыч” очень популярны в этом плане), в 5 задании на сопоставление, а также в темах 11 сочинения.

Роль Чехова в ЕГЭ по литературе
Чеховские произведения чрезвычайно удобны тем, что они короткие (даже “Вишневый сад” можно осилить буквально за вечер), поэтому их точно надо прочитать полностью.
Несмотря на объем, эти тексты не так уж просты по содержанию, поскольку стиль и манера письма у Антона Павловича специфические.

Это не тот Чехов, которого вы проходили в 7-9 классах школы – довольно прямолинейный и резко циничный. Произведения из списка ЕГЭ относятся к позднему периоду его творчества и обладают лиричностью, подтекстом, неоднозначной авторской позицией. Это произведения конца 19-начала 20 века, и Чехов уже достаточно широко использует в них модернистские приемы, например, символы.
Комическое в них уходит на второй план. Многие ребята отмечают, что произведение сложно запомнить, потому что в нем “ничего не происходит” (в литературоведении это называется “ослабленная фабула”).
Что ж, Чехова бояться – ЕГЭ не сдавать:) Эта статья поможет вам структурировать материал по Чехову.

Основные произведения Чехова для ЕГЭ
“Студент”
Рассказ Чехова “Студент” в ЕГЭ по литературе встречается не очень часто, однако он есть в списке для обязательного изучения. Это короткое произведение о том, как студент духовной академии Иван Великопольский рассказал двум простым женщинам историю апостола Петра и сам снова полюбил жизнь.
“Человек в футляре”

Рассказ из “Маленькой трилогии”, который повествует о маленьком человеке, который пытался облачить в футляр весь окружающий мир. Главный герой рассказа – Беликов – учитель гимназии. Это человек опасливый, боящийся любых проявлений жизни. Его девиз – “как бы чего не вышло”. Эта боязливость приводит к тому, что Беликов разными способами отгораживается от мира: уши закладывает ватой, все,что возможно, убирает в чехлы. Даже предмет, который он преподает – древнегреческий язык – “безопасный”, ведь это мертвый язык, который давным-давно не изменяется. Желая обезопасить себя от любых неожиданностей, Беликов подчиняет своим привычкам всю гимназию. Рассказ Чехова поднимает важные вопросы. Заслуживает ли жалости “маленького человека”, как было в гоголевской традиции? В чем заключается истинная ответственность за свою жизнь?

“Ионыч”
Тема ответственности за собственное существование продолжается в рассказе “Ионыч” – одного из самых сложных, философских произведений Чехова. В нем рассказывается история человека, превращающегося из доктора Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча, постепенно теряющего вкус к жизни, стареющего душой. Будучи изначально обывателем, “средним” человеком, Ионыч попытался ощутить высокие чувства, но в финале рассказа все же стал тем, кем являлся всегда.

Рассказы Чехова для ЕГЭ по литературе всегда раскрывают глубинные, порой печальные и не самые приятные стороны жизни, близкие, однако, большинству людей.

“Вишневый сад”
Комедия “Вишневый сад” – это история о людях, столкнувшихся со сменой эпох. Пьеса, которую можно отнести к “новой драме”, почти лишена внешнего сюжета, зато почти у каждого персонажа имеется внутренний конфликт. Открытого противостояния между купцом Лопахиным, вышедшим из крестьянства, и обедневшими дворянами нет, но есть противостояние эпох, жертвой которого и становится в итоге вишневый сад.

Произведение

Основная тема

Возможные задания на ЕГЭ

рассказ “Студент”

тема смысла жизни, исторической памяти, роли религии в жизни человека

Могут встретиться в тестовой части, задании 5 на сопоставление, темах 11 сочинения (в том числе 11.5 – дайте советы актеру, исполняющему роль Лопахина, и т. д.)

рассказ “Человек в футляре”

тема “маленького человека”, страха перед жизнью

рассказ “Ионыч”

тема старения души, духовного обнищания, отсутствия смысла жизни

комедия “Вишневый сад”

Тема времени, гибели красоты


Анализ рассказа «Студент» для ЕГЭ
Изучить подробный анализ рассказа “Студент” Чехова для ЕГЭ по литературе важно, потому что это произведение на первый взгляд может показаться непонятным, даже бессмысленным. Почему для автора эта история была так важна?
Давайте попробуем разобраться.

На этот текст можно взглянуть по-разному. Мы посмотрим на него с точки зрения главного героя – сына дьячка Ивана Великопольского. В начале рассказа от возвращается с охоты на вальдшнепов (такие небольшие птички) в мрачном настроении: он чувствует холод, голод, вспоминает о бедности семьи, болезни отца.

“Беспросветность” тоски студента подчеркивается пейзажем: кругом темно и мрачно, только “около реки светился огонь”. Кроме того, автор пишет, что в лесу было “нелюдимо”, подчеркивая мотив одиночества героя.

Однако уже сейчас Иван задумывается о прошлом, хоть и весьма уныло: “точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, … при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше”.

Далее Иван встречает двух простых женщин-вдов – Василису и ее дочь Лукерью. Надо сказать, что их жизнь едва ли легче судьбы самого Ивана: они тяжело работают, тянут на себе хозяйство без мужей, а до смерти супруг бил Лукерью. Тем не менее благодаря их присутствию и отдаленным песням работников студент перестает чувствовать себя таким одиноким.
Костер, у которого грелся Великопольский, – это тот самый “огонь у реки”, который вывел его из холода и мрака к теплу и людям. Этот костер, безусловно, может считать символом своеобразного “света в конце тоннеля”, надежды для отчаявшихся.

Этот же костер напоминает Ивану об апостоле Петре, который так же грелся у огня в ночь ареста Иисуса. Студент рассказывает вдовам о горьком моменте в судьбе Петра, когда он трижды отрекся от своего учителя. И эта история вызвала в простых крестьянках глубокое сочувствие: “Василиса заплакала, а ее дочь смутилась”.
Сам Иван воспрял духом после этого момента, и причин тому несколько. С одной стороны, он почувствовал связь с другими людьми. С другой стороны, понял, что в его силах вызывать в них доброту и сочувствие (а Иван будущий священник, для его профессии это важно). В третьих, герой осознал, что в ничто в жизни не случайно, и то, что происходит, пусть и печальное, для чего-то нужно. Теперь он воспринимает связь времен как нечто чудесное, как передачу “правды и красоты” через века.

Просветление в душе героя снова подчеркивается пейзажем: кругом светает, он видит занимающуюся зарю. Стоит отметить, что если раньше Ивану не хотелось домой, то теперь он думает о деревне как о “родной”. Тоска студента меняется на “ощущение счастья”, “чувство молодости, здоровья и силы”, вдохновение, упоение жизнью.

Сравнение Чехова с другими авторами
Произведения Чехова для ЕГЭ по литературе важны еще и потому, что часто встречаются в задании 5 для сравнения с другими авторами.

Практика показывает, что часто просят сравнить Ионыча из одноименного рассказа с Обломовым из одноименного романа И. Гончарова, причем найти как сходства, так и различия.
Сходства персонажей очевидны: это и переход от активной жизни к затворничеству, и испытание любовью, и преобладание в конце материального над духовным. Важен также мотив “заплывания жиром” в финале обоих произведений.

Если говорить о различиях, то стоит помнить, что Илья Ильич герой несравненно более чувствительный, способный по-настоящему любить и страдать, глубоко воспринимающий красоту природы, музыки, размышляющий о несправедливости мира. Над Старцевым же автор иронизирует с самого начала, показывая его попытки быть для Котика тем, кем он не являлся (сцена первого объяснения в саду).
Также может попасться сравнение с господином из Сан-Франциско из рассказа И. Бунина. Важная деталь в образе Ионыча – “бумажки”, деньги, в угоду которым герой тушит последний огонек в своей душе. В душе бунинского господина такого огонька никогда и не было, он всю жизнь служил деньгам. Оба персонажа ворчливые, брюзгливые (если говорить об Ионыче в последних частях рассказа), не получающие от жизни удовольствия, равнодушные ко всему, кроме комфорта. Несмотря на то, что оба героя богаты и заработали вес в обществе, их нельзя назвать счастливыми.

FAQ
○Какие произведения Чехова чаще всего встречаются на ЕГЭ?
“Вишневый сад” и “Ионыч” встречаются на ЕГЭ чаще других. Но прочитать нужно все!
○Обязательно ли учить все рассказы Чехова?
Все рассказы Чехова изучать не обязательно, достаточно тех, что в списке. Но если вы планируете написать сочинение 11.4 по творчеству Чехова, можно взять дополнительно рассказы, которые вам нравятся.
○В каких заданиях встречается «Студент»?
Может встретиться в тестовой части, в задании 5. В сочинении 11 вряд ему будет посвящена отдельная тема, но его можно использовать для 11.4, если там будет Чехов.
○Нужно ли знать «Вишнёвый сад» для ЕГЭ?
Обязательно! Нужно очень хорошо изучить это произведение, так как в ЕГЭ по литературе оно встречается почти каждый год.
○Как правильно цитировать Чехова в сочинении?
Точно так же, как любого другого автора. Можно использовать точные цитаты, если вы их помните, либо воспроизводить их своими словами.