Как корректно оценивать критерий №3 в 11
За третий критерий ученик может получить максимум 3 балла
Некоторую сложность представляет формулировка «термины … использованы … в целях раскрытия темы сочинения».

Если ученик использует два и более термина для раскрытия своей темы, то он получает максимум (если, конечно, нет фактических ошибок). Если один термин – то два балла.

Давайте посмотрим на примерах из сочинений, что значит использовать термин для раскрытия темы, а что – формальное использование.
В 2024 году одной из тем большого сочинения была следующая: «11.4 Герои-антиподы в русской литературе на примере одного произведения русской классики (А.С.Пушкин, А.Н.Островский, А.П.Чехов)». Ученик выбрал эту тему и писал про героев пьесы «Вишневый сад».

Давайте прочитаем два абзаца сочинения.
Мы видим в работе несколько терминов: пейзаж, антитеза, контраст, ирония. Но, к сожалению, ни один термин не использован для анализа. Например, чтобы доказать антитезу, нужно найти прямое противопоставление в одном из диалогов (можно вспомнить диалог, в котором Лопахин обзывает Гаева бабой). Чтобы эксперт засчитал термин «ирония», надо обязательно указать, как она выражена (а это только ремарки и реплики, но они не процитированы и не пересказаны).

В данном случае за К3 невозможно поставить максимум, потому что нет конкретики из текста, а значит, сами термины не являются рабочими.

Самая главная связка такова: термин + примеры из текста (необязательно цитирование) + объяснение, зачем автор пишет об этом. Только при наличии всех трех компонентов получится «рабочий» термин.

Давайте посмотрим еще одну работу (формулировка задания считывается из первого абзаца ученика, поэтому отдельно ее не указываем), в которой достаточно много терминов, но по К3 стоит 2 балла.
На первый взгляд, в работе много терминов, например: герой, персонаж, роман,диалог, портрет, символ. Но такие термины, как герой, роман, эпизод невозможно использовать для анализа, это «проходные» термины, они помогают связывать мысль, делать переходы между предложениями, но, к сожалению, баллов по К3 они не дадут. А вот термины диалог, портрет и символ могли бы быть рабочими, но ни один из них толком не использован для анализа (нет связки, о которой писали выше). Обязательно нужна или цитата, или пересказ фрагмента, в котором указанное средство встречается, а также комментарий о том, зачем это нужно автору.

Вот пример «рабочего термина»:
Фразеологизм «ни в сказке сказать, ни пером описать» показывает, какая огромная пенсия накопилась у генералов, пока они были на острове, и создает выразительный контраст с пятью копейками — суммой, которой они вознаградили мужика за свое спасение.

Вот еще один пример хорошего термина, который использован для раскрытия темы сочинения:
Автор сочинения подчеркивает, что родинка вызывает отвращение (хотя сама Наталья очень красива), так как Григорий любит Аксинью. И действительно, мы не объективно оцениваем чужую внешность, если вовлечены в отношения эмоционально

Надеемся, что этот файл был полезен! Ещё больше разборов сочинений Вы сможете найти в нашем сообществе Литература_100.