Бесплатные уроки по литературе
Бесплатные уроки по русскому языку
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Отличная возможность познакомиться с нашей школой

Глубокий анализ эпического произведения Лермонтова для успешного ЕГЭ

В списке текстов к ЕГЭ по литературе есть одно эпическое произведение М. Ю. Лермонтова – роман “Герой нашего времени”.
На момент экзамена 2025 года это произведение может встретиться в задании на сопоставление и в 11 сочинении, причем, как показала практика, не только в обзорных темах 11.4, но и в других блоках тем, включая “советы художнику/режиссеру…”
Поэтому, несмотря на то, что эпос Лермонтова находится не в основном списке, его нужно не только внимательно прочитать, но и хорошо знать его особенности.

В этой статье на примере “Героя нашего времени” мы покажем, как анализировать крупное эпическое произведение.

Вы узнаете:
●Из чего “построен” эпос
●Какие типы конфликта можно встретить в романе
●Как характеризовать персонажей
●Почему важно всегда помнить идею текста и авторскую позицию
●При чем тут усы Печорина
и многое другое

Не будем тянуть, поехали!

Что такое эпическое произведение
Эпос – один из трех основных литературных родов (наряду с лирикой и драмой). Изначально эпическое повествование предполагало пространный рассказ о судьбе целого народа или нескольких поколений семьи, династии.
Сейчас мы понимаем эпическое произведение как повествование о судьбе одного или нескольких центральных персонажей, которые обычно глубоко раскрываются, проходят становление личности (по крайней мере. это актуально для текстов из нашего списка).

Эпос и его особенности:
  • стремление к объективности изложения;
  • широкий охват событий;
  • характерные особенности эпохи, часто историческая основа;
  • наличие сюжета, конфликта и системы персонажей;
  • глубокое раскрытие, “исследование” главных героев

Большинство произведений из списка к ЕГЭ, относящихся к эпосу, написаны прозой. Однако поэмы тоже имеют эпические черты.

Анализ эпического произведения ЕГЭ предполагает и определение жанра. Основные жанры эпоса: рассказ (например, А. Чехов “Человек в футляре”), повесть (А. Солженицын “Один день Ивана Денисовича”), роман (И. Тургенев “Отцы и дети”) и роман-эпопея (“Война и мир” Л. Толстого, “Тихий Дон” М. Шолохова).
“Герой нашего времени” – это роман и, безусловно, эпос:
  • присутствует объективность: автор показывает Печорина через систему рассказчиков, а не только его собственными глазами;
  • если расставить главы в хронологическом порядке, они составят несколько лет из жизни главного героя. Григорий Александрович переживает различные приключения на Кавказе как в светском кругу, так и в зоне военных действий – широкий охват событий;
  • исторической основой романа является Кавказская война, хоть это и не основная тема произведения; в тексте описывается жизнь горцев, быт военных и аристократов
  • в “Герое нашего времени” несколько конфликтов, есть развитие сюжета и система персонажей (их около 20)
  • львиную долю внимания автора занимает Печорин, чей внутренний мир интересует Лермонтова в рамках исследования целого поколения

Далее поговорим о том, какие какие элементы нужно учитывать при разборе текста.

Пошаговая инструкция анализа эпоса Лермонтова

Анализ сюжета
В любом эпическом произведении достаточно много событий. Их расположение непосредственно в тексте мы и называем сюжетом.

Но еще есть понятие фабула – то, как события расставлены в хронологической последовательности.

Обычно сюжет и фабула совпадают, либо автор может делать минимальные перемещения по хронологии: например, сон Обломова отбрасывает нас в детство героя.
Лермонтов же сделал более глобальную перестановку. Давайте посмотрим, как бы располагались главы, если бы сюжет двигался строго по хронологии (по фабуле):

Порядок глав по сюжету

Порядок глав по фабуле

“Бэла”

“Тамань” (“Еду в действующий отряд по казенной надобности”, – записи Печорина)

“Максим Максимыч”

“Княжна Мери” (герой находится в Пятигорске, после дуэли получает “приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н.”)

“Предисловие к журналу Печорина”

“Фаталист” (Печорин занимается испытанием судьбы в казачьей станице, куда он на две недели уехал из крепости)

“Тамань”

“Бэла” (герой все еще на службе в крепости)

“Княжна Мери”

“Максим Максимыч” (встреча Печорина и Максима Максимыча спустя пять лет)

“Фаталист”

“Предисловие к журналу Печорина” (читатель узнает, что герой погиб в Персии)


Итак, если сюжет эпического произведения выстроен нетривиально, на это всегда нужно обращать внимание. Но самое главное – нужно понимать, ЗАЧЕМ сюжет именно такой.
В случае с “Героем нашего времени” автор таким образом постепенно погружает читателя во внутренний мир Печорина, при этом проблематика романа расширяется, достигая философских глубин. Если бы главы располагались в хронологическом порядке, мы отдалялись бы от персонажа.
Кроме того, неслучайно выбраны определенные события из жизни героя, люди, с которыми он встречался, разговоры, письма. Например, мы не знаем подробностей его гибели. Лермонтов освещает именно пребывание Печорина на Кавказе, когда герой оказался в необычных обстоятельствах и ярко проявил качества характера.
“Герой нашего времени” – это психологический роман, первостепенная задача автора – раскрыть Печорина, на это и работает сюжет.
Поэтому при анализе эпического произведения ЕГЭ учитываются не только активные действия персонажей: куда-то поехал, воевал, стрелялся и т. д., но и более “локальные”: побеседовал с кем-то, прочел письмо и подобное.

Резюме:
  Читая произведение, выписывай важные события в сюжетных линиях героев (важные не по степени активности, а по влиянию на их судьбу)
  Обращай внимание на необычное построение сюжета (перестановки событий по хронологии), взаимосвязь сюжета и композиции
  Отвечай на вопрос ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО? Сюжет помогает в раскрытии характеров героев, проблем и идеи произведения, авторской позиции.

Анализ системы рассказчиков
Это неотъемлемая часть разбора эпического произведения, так как повествование в нем может идти от третьего или от первого лица. В последнем случае в тексте появляется рассказчик. В романе “Герой нашего времени” их несколько, для удобства расположим их в таблице:

Проезжий офицер

(он опубликовал записки Печорина)

Максим Максимыч

(сослуживец Печорина в крепости)

Сам Печорин

В каких главах присутствует

“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Предисловие к журналу Печорина”

“Бэла” (непосредственно рассказ о Бэле)

“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”

Функция рассказчика

Максим Максимыч – человек другого поколения, других ценностей, нежели Печорин, поэтому для него главный герой остался загадкой, таинственным человеком со странными поступками. Он дает первую, внешнюю характеристику героя.

Офицер близок главному герою по возрасту и социальному положению, он лучше понимает Печорина. Благодаря его взгляду, портрет Григория обретает глубину, психологизм; офицер делает попытки объяснить поступки героя

Герой на страницах дневника откровенен с собой, а значит, и с читателем. Его записки – исповедь сложной, противоречивой личности, которая и сама себя порой не понимает до конца


Создав такую систему рассказчиков, Лермонтов от поверхностной характеристики Печорина как “странного малого” (“... видно, в детстве был маменькой избалован…”) переходит к глубокому анализу, рефлексии героя.

Кроме того, выбор рассказчика обусловлен жанром каждой части. Это своего рода литературный прием.
Если “Бэла” – это приключенческая повесть, требующая больше событий, чем размышлений, то “Максим Максимыч” – путевой очерк, направленный на описание особенностей людей, а “Фаталист” – повесть философская, которая предполагает рефлексию.

Резюме:
  Читая произведение, делайте схемы, в которых будут отражены взаимосвязи персонажей
  Рассказчики в тексте могут меняться, задавайте себе вопрос ЗАЧЕМ? ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕН ВЫБОР РАССКАЗЧИКА?

Характеристика героев
Чтобы запомнить, как характеризовать персонажа, достаточно представить, как мы в жизни впервые встречаем какого-то человека. В первую очередь, в глаза бросается внешность, потом манера речи, затем мы узнаем, каков человек на деле:) С разбором героя эпического произведения ровно так же:

  портрет (описание внешности, мимики, жестов, художественные детали
  речь (как и о чем говорит герой)
  происхождение, семья, воспитание, образование
  мысли, переживания
  поведение, поступки
  отношение к нему других персонажей

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа, сложная и неоднозначная натура.
Его противоречивость выражается уже в портрете: контраст светлых волос и темных усов и бровей (“признак породы в человеке”, по мнению проезжего офицера); в улыбке “что-то детское”, “женская нежность” кожи, но “проницательный и тяжелый взгляд”. Глаза – важнейшая деталь в портрете Печорина, “они не смеялись, когда он смеялся”: герой не любит выдавать свои душевные переживания.
Григорий одевается с щегольством (даже носит черкесский костюм), выглядит модно и “порядочно”: “ослепительно чистое” белье, перчатки точно подогнаны под его руку и т. д.
Автор не рассказывает подробно о семье Печорина, но детали говорят о том, что он живет на широкую ногу: у него имеется собственная коляска и слуга, он курит дорогие сигары.
Противоречивость распространяется и на поведение героя. С одной стороны, это храбрый офицер, страстный охотник, с другой – вздрагивает от хлопка ставни.
Печорин любит авантюры и приключения. Он “ходил на кабана один на один”, ездил верхом на кавказский манер, разгадывал загадки вроде тайны ундины, участвовал в любовных треугольниках и даже похитил Бэлу.
Моральная сторона поступков Печорина вообще часто страдает. Он вмешивается в жизнь людей, не думая о последствиях.
Автор расставляет события так, что все идет по нарастающей: в главе “Тамань” он нарушает “мирный круг честных контрабандистов”, в “Бэле” не убивает никого сам, но способствует гибели Бэлы и разрушению ее семьи, а в “Княжне Мери” герой убивает Грушницкого (и разбивает сердце Мери).
Печорин цинично относится к людям, воспринимает их как источник удовольствий, развлечений в борьбе со скукой, бессердечно играет чувствами женщин к нему. Однако и сам персонаж несчастен (“...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…”). Он играет и своей судьбой, своей жизнью (глава “Фаталист”).

Максим Максимыч – опытный офицер, штабс-капитан. Он больше десяти лет служит на Кавказе. Несмотря на возраст (около 50), он бодр и и крепок.
По своей скромности это герой своего рода антипод Печорина: живет небогато, не имеет слуг.
Максим Максимыч – общительный и простой человек, не любящий церемоний. Он уважает обычаи местного населения, является “кунаком” (другом) отца Бэлы. Он так же прост в восприятии жизни, “не любит метафизических прений”.
Отношение к Бэле характеризует Максима Максимыча как благородного, порядочного, милосердного человека. Он осуждает то, как Печорин поступил с Бэлой, и всячески старался облегчить ее участь, относится, как к дочери. О ее смерти он говорит “...я ничего жальче этого не видывал”, хотя не раз был свидетелем гибели своих товарищей.
Максим Максимыч поражен тем, что Печорин не плакал, когда Бэла умирала, а от его странного смеха после похорон у бывалого офицера “мороз пробежал по коже”.
Нежелание Печорина общаться в их последнюю встречу очень задело и даже оскорбило Максима Максимыча (“...нет проку в том, кто старых друзей забывает”). Его обиду демонстрирует момент, когда он “с презрением” выкидывает записки Печорина из чемодана на землю.

Грушницкий – “двойник” Печорина, его сослуживец. Пустой и эгоистичный юноша, чей образ нужен в романе для того, чтобы обнажить неприглядные стороны личности Печорина. При этом между героями есть явное противопоставление, которое позже выльется в открытый конфликт.
Основная характеристика Грушницкого – стремление “производить эффект” на публику, особенно женскую. Это выражается и в его франтоватой манере одеваться, и в деталях портрета (поминутно крутит усы), и в любви к пышным фразам, и в постоянном демонстрировании своего ранения как знака героизма. Другие люди интересуют Грушницкого лишь в той мере, насколько они готовы им восхищаться.
На самом деле этот герой труслив и не слишком умен. Так, в бой он бросается с закрытыми глазами, а его шутки никогда не бывают меткими, потому что он не обладает проницательностью.
Грушницкий амбициозен, его сильно задевает то, что он из небогатой семьи, и он всячески стремится вверх по карьерной лестнице. Влюбляется он именно в княжну Мери, хотя она никогда не станет его женой из-за высоты своего положения.
Это подлый человек: он легко решает подставить Печорина, чтобы убить его, но не в силах признаться в коварном поступке, что и приводит его самого к гибели.

Доктора Вернера тоже можно назвать “двойником” Печорина: этот образ оттеняет качества главного героя, при этом даже лучшие качества, такие как наблюдательность и ум. Так же, как и у Грушницкого, у Вернера есть и сходства, и различия с Печориным.
Портрет Вернера интересен тем, что его наружность не слишком привлекательна: он хромает, голова его слишком большая в сравнении с туловищем, он “худ и слаб, как ребенок”. Но тем больше заметна “красота душевная” в этом герое, она видна людям проницательным и глубоким.
Яркая деталь портрета Вернера – “маленькие черные глаза”, которые “старались проникнуть в ваши мысли”. Они напоминают проницательные глаза самого Печорина.
Так же, как Григорий Александрович, доктор одевается со вкусом и даже щегольством: на дуэль надевает черкесский наряд (правда, в отличие от Печорина, смотрится не лихо, а скорее забавно).
Печорина привлек характер Вернера, скептика и материалиста: они могли подолгу наблюдать за окружающими и обсуждать их поведение. Как и Григорий, Вернер у многих вызывал неприязнь из-за своей язвительности. Однако все его близкие приятели были честными, порядочными людьми.
У доктора чувствительная душа: он “плакал над умирающим солдатом”, сравнивал любовь к женщине с путешествием по таинственному лесу, предчувствовал исход истории с Грушницким и сочувствовал ему.
После гибели Грушницкого Вернер прекратил дружбу с Печориным, так как счел его поступок слишком жестоким.

Вера – давняя любовь Печорина. Детали ее портрета: светлые волосы и родинка на правой щеке. Вера очень больна и находится на грани жизни и смерти.
Эта героиня полна противоречий: она уважает мужа, но не хранит ему верность; любит сына, ради него хочет сохранить видимость приличий, но не отказывается от романа с Печориным и втягивает в любовный треугольник княжну Мери, понимает натуру Печорина, но вверяется ему “с прежней беспечностью”.
Вместе с тем Вера – единственный персонаж, принимающий Печорина таким, какой он есть. Доказательством этому служит ее письмо: “... я пожертвовала собою, надеясь, что когда‑нибудь ты оценишь мою жертву… и убедилась, что то была надежда напрасная…Но моя любовь срослась с душой моей”.

Княжна Мери – девушка из высшей знати, очень образованная и привлекательная. Детали ее портрета: благородная походка, улыбка (“душа сияла на лице ее…”) и “бархатные глаза” – подчеркивают красоту внутреннего мира героини. Ее взгляд, в отличие от сумрачного взгляда Печорина, “мягкий”, “будто гладит”.
Образованность Мери проявляется в ее глубоких суждениях, иронических замечаниях, удачных шутках. Она умеет вызвать интерес благодаря не только красоте, но и уму.
Помимо традиционных “женских” занятий – танцев, игре на фортепиано – Мери “читала Байрона по-английски и знает алгебру”.
Вместе с тем княжна может быть дерзкой (Печорин использует в отношении нее эпитет “пренесносная”, когда она толкает его, а потом рассматривает в лорнет).
Героиня – девушка романтическая и, несмотря на большое количество поклонников, влюбляется именно в загадочного Печорина, который умело задевает ее самолюбие своей холодностью.
Она готова “пожертвовать всем” для любимого человека, и разница в положении не является для нее препятствием.
В финале “Княжны Мери” сердце Мери разбито, однако она находит в себе силы достойно ответить Григорию:
– Я вас ненавижу...

Попробуйте самостоятельно охарактеризовать Бэлу, ундину из “Тамани”, Вулича из “Фаталиста”.

Резюме:
  Все, что автор рассказывает о персонаже, не случайно: из какой семьи, с кем общается, что и как говорит, внешность – все это важно.
  Читая текст, выписывайте цитаты о персонаже (минимум три: портрет – мысли – поведение)
  Изобразительные средства, которые чаще всего встречаются в описании героев: деталь, эпитет, метафора
  “Герой нашего времени” построен так, что персонажи как бы вращаются вокруг главного героя, как планеты вокруг солнца – подсвечивают черты Печорина. Похожую структуру имеет, например, “Обломов” И. Гончарова

Умение подмечать характерные черты героев поможет ответить на открытые вопросы и написать сочинение на ЕГЭ по литературе.

Помните, что литературный анализ не происходит “в вакууме”, он опирается на идею произведения.
Суть романа Лермонтова в изображении портрета поколения 1830-х годов, живущего в эпоху после Отечественной войны, после декабристов, поколения без идеалов и смысла жизни.

Анализ эпического произведения ЕГЭ – FAQ
Какой главный конфликт в «Герое нашего времени»?
В связи с идеей главный конфликт в романе — философский (человек и его предназначение, поиски счастья), внутренний конфликт Печорина (смысл собственного бытия). Социальные и любовные столкновения лишь подчеркивают его.

Что включать в пошаговый разбор эпического произведения?
Сначала нужно понимать идею произведения и авторскую позицию.
Далее анализируем по пунктам:
1. Направление, жанр произведения
2. Основные темы и проблемы, виды конфликтов
3. Сюжет и композиция
4. Система персонажей и рассказчиков
5. Характеристика персонажей

Как органично включить термины в анализ произведения?
Используйте аналитическое цитирование: пример из текста (точной цитатой или своими словами) и для чего его использует автор. Например:
В эпизоде объяснения с Печориным автор передает душевное состояние Мери с помощью метафоры “глаза, исполненные неизъяснимой грусти…”, а физическое страдание — посредством эпитетов: руки “прозрачны”, “болезненный” румянец.

Создавать глубокие, качественные сочинения без “воды” можно научиться только через практику. Поэтому дерзайте и ничего не бойтесь. Главное – начать!