21 марта 2025 прошел досрочный ЕГЭ по литературе. Судя по комментариям коллег и учеников вроде “ну, по-божески” и “хоть Алпатыча не было”, вопросы были вполне традиционны и ожидаемы. Давайте полностью разберем один из вариантов, попавшихся на досроке.
Часть 1
— Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета... Словом, эта... эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал...— Фенечка? — развязно спросил Аркадий.Николай Петрович покраснел.— Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну, да... она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.— Помилуй, папаша, зачем?— Твой приятель у нас гостить будет... неловко...— Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.— Ну, ты, наконец, — проговорил Николай Петрович. — Флигелек-то плох — вот беда.— Помилуй, папаша, — подхватил Аркадий, — ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.— Конечно, мне должно быть совестно, — отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.— Полно, папаша, полно, сделай одолжение! — Аркадий ласково улыбнулся. «В чем извиняется!» — подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. — Перестань, пожалуйста, — повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце... Но он тут же обвинил себя.— Вот это уж наши поля пошли, — проговорил он после долгого молчания.— А это впереди, кажется, наш лес? — спросил Аркадий.— Да, наш. Только я его продал. В нынешнем году его сводить будут.— Зачем ты его продал?— Деньги были нужны; притом же эта земля отходит к мужикам.— Которые тебе оброка не платят?— Это уж их дело, а впрочем, будут же они когда-нибудь платить.— Жаль леса, — заметил Аркадий и стал глядеть кругом.Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?...» И. С. Тургенев “Отцы и дети”
____________________________
СОВЕТ: Работая с фрагментом и вопросами в рамках подготовки к ЕГЭ по литературе и на самом экзамене, выделяйте ключевые слова
____________________________
4.1 Как в данном фрагменте раскрывается главная проблема произведения?Основная проблема романа отражена в его названии – это отношения старшего и младшего поколений.
Тезис 1. Старший и младший Кирсановы имеют разные взгляды на любовные отношения.
Николай Петрович в разговоре о Фенечке смущается, что автор передает с помощью однокоренных слов “покраснел”, “краснея”. Он просит сына говорить на эту тему тише, потому что состоит в отношениях с девушкой, которая ему не жена, и имеет незаконнорожденного ребенка.
Аркадий же обладает передовыми взглядами на сожительство. Говоря о Базарове “Он выше всего этого”, Аркадий подразумевает, что и он сам не признает устаревших предрассудков, он понимает и не упрекает отца за то, что тот сошелся с простой девушкой гораздо младше себя.
Тезис 2. Николай Петрович и Аркадий по-разному смотрят на ведение хозяйства.
Отец довольно легкомысленно относится к своим владениям: нужны деньги – продал лес, не может получить с крестьян оброк – что ж, “когда-нибудь” они заплатят. Николай Кирсанов привык вести хозяйство на авось, что-то менять герой не готов. А Аркадий, который оценивает “небогатый край этот” свежим взглядом, видит, что дела в усадьбе плохи (автор описывает состояние деревни эпитетами “обтерханные мужички”, “плохие клячонки”, “исхудалые коровы”). Младший Кирсанов понимает необходимость перемен, которые улучшат жизнь и дворян, и крестьян.
4.2 В чем проявляется авторская ирония в словах и мыслях Аркадия?Тезис 1. Тургенев иронизирует над самоуверенностью молодых людей. Аркадий чувствует превосходство своих передовых взглядов над устаревшими убеждениями отца: “чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу… наполнило его душу”. Герой считает себя умнее и свободнее Николая Петровича и гордится этим.
Тезис 2. С помощью иронии автор выражает отношение к хозяйственности младшего поколения. Восприятие себя Аркадием и его реальные дела сильно расходятся. Наблюдая запустение деревни, герой не может найти конкретных решений существующих проблем.
5. Опираясь на данный фрагмент, сравните отношения Николая Петровича и Аркадия с отношениями в семье Болконских. В чем их различие? ____________________________
СОВЕТ: Внимательно читайте формулировку вопроса. Если сказано, что пользоваться можно только данным фрагментом, к другим эпизодам обращаться нельзя.
____________________________
Тезис 1. Отношения в семье Кирсановых более доверительные и теплые, а у Болконских – более формальные.
Так, Аркадий говорит “развязно”, обращается к Николаю Петровичу “папаша”, проявляет нему снисходительность, которая ничуть не обижает старшего Кирсанова. В семье Болконских все время подчеркивается уважение к старому князю со стороны Марьи и Андрея, обращаются к нему исключительно “отец”. Сам Николай Болконский не стесняется в выражениях, а дети разговаривают с ним вежливо. Целовать отца можно только с его разрешения, сам старший Болконский редко проявляет ласку к детям, порой он был к ним слишком строг, например, Марья часто боялась отца, особенно в моменты, когда он преподавал ей сложные науки.
Тезис 2. Старший Кирсанов открыт для обсуждения, интересуется мнением сына, а в семье Болконских все подчинено воле отца. Жизнь Марьи регламентирована расписанием, которое придумал для нее старый князь. Андрей откладывает женитьбу на Наташей Ростовой, потому что отец против. В эпизоде, когда Андрей уезжает на войну, ему очень неловко просить Николая Болконского позаботиться о его жене, ведь это проявление чувствительности, которая у них в семье не принята. Кирсановы же стремятся к тому, чтобы всем в доме было хорошо и приятно, поэтому Николай Петрович готов переселить Фенечку ради сына, а Аркадий убеждает его оставить все как есть.
Часть 2
РомансНе предвкушай счастливых дней, преподнесенных небесами. Омыты горькими слезами, они взойдут в душе твоей.И времечко не то, и свечка оплыла. Из всяких громких слов рубахи не сошьешь. Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила, ведь я и сам живу, покуда ты живешь.Не жди безоблачной любви, и громогласной и безгрешной: она ведь не простор безбрежный, а тайный сговор меж людьми.Любовь то вознесет, раскинувши крыла, то сгубит ни за грош, а что с нее возьмешь? Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила, да я и сам живу, покуда ты живешь.Б. Ш. Окуджава
9.1 В чем проявляется формула любви в стихотворении Б. Ш. Окуджавы? ____________________________
СОВЕТ: Для собственного удобства можешь переформулировать вопрос более простыми словами: Какой предстает любовь в стихотворении?
____________________________
Тезис 1. В стихотворении показана сложность любовного чувства, которое не только дарит счастье, но и приносит страдания. Автор показывает противоречивость любви посредством антитезы “счастливые дни” – “горькие слезы”, “то вознесет – то сгубит”.
Тезис 2. Любовь не может быть “безгрешной”, потому что это “сговор меж людьми”, а сами люди не идеальны. Настоящая любовь – это взаимная поддержка в трудные моменты, такую мысль автор выражает в рефрене:
Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила, да я и сам живу, покуда ты живешь.9.2 Почему стихотворение можно отнести к философской лирике?Стихотворение посвящено одной из “вечных” тем – сущности любви. Для лирического героя любовь равна самой жизни, является ее смыслом, что показано в рефрене:
Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила,
да я и сам живу, покуда ты живешь.
Кроме того, автор говорит о том, что люди сами выбирают любить друг друга (“она ведь не простор безбрежный, а тайный сговор меж людьми”), поэтому сохранить чувство – их долг и ответственность.
10. Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта, где звучит тема любви. Выявите сходство или различие выбранного произведения со стихотворением Б. Окуджавы.Размышления о природе любви представлены в стихотворениях Б. Окуджавы “Романс” и В. Маяковского “Лиличка!”
В обоих произведениях говорится о восприятии лирическим героем любовного чувства. Но если Окуджава пишет о взаимных чувствах, равноправных отношениях влюбленных, сравнивая их с “тайным сговором”, то в стихотворении Маяковского, посвященном расставанию, женщина имеет полную власть над лирическим героем: “Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа”, “тебя короновал”.
Вместе с тем и в том, и в другом стихотворении любовь предстает смыслом жизни лирического героя. Маяковский использует для этого синтаксический параллелизм: “Кроме любви твоей, мне нету моря… Кроме любви твоей, мне нету солнца”. Его лирический герой не видит счастья в деньгах и славе, если рядом нет любимой. Также Окуджава с помощью лексических повторов говорит о том, что жизнь продолжается, пока ее поддерживает взаимная любовь:
Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила, да я и сам живу, покуда ты живешь. Сочинение
11.1 Какие темы представлены в поэзии А. С Пушкина?____________________________
СОВЕТ: Не нужно перечислять абсолютно все темы. Лучше взять три основных и привести качественные примеры,
____________________________
Тезис 1. Гражданская лирика широко представлена в лирике Пушкина.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд” – переплетение темы свободы и борьбы “высоких стремлений” с “самовластьем”. Уверение в том, что “скорбный труд” декабристов и других сосланных на каторгу за свои убеждения будет продолжен единомышленниками.
Тезис 2. Важное место в поэтическом творчестве Пушкина занимает тема любви.
Лирический герой Пушкина довольно гармонично воспринимает любовь во всех ее проявлениях. Например, в стихотворении “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” он вдалеке от возлюбленной, но печаль его “светла”, ему “грустно и легко”. Лучше любовь печальная, чем ее полное отсутствие: “сердце вновь горит… оттого, что не любить оно не может”.
Тезис 3. Тема поэта и поэзии тоже часто встречается в поэзии Пушкина.
Один из важных мотивов – противоречие между высоким божественным даром и низменным земным существованием (стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом”: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”).
11.2 Почему Катерина чувствовала себя чужой в Калинове?Тезис 1. Катерина воспитывалась родителями в любви и свободе (“я жила, точно птичка на воле”), а в замужней жизни “все как будто из-под неволи”.
Тезис 2. Натура Катерины отличает ее от большинства жителей Калинова. Кто-то покорно терпит, как Тихон, кто-то притворяется и приспосабливается, как Варвара, но искренняя и мечтательная Катерина так не умеет.
Тезис 3. Представления Катерины о любви и семейной жизни разбились о реальность. Она так и не смогла полюбить мужа, хоть и жалела его, не чувствовала сильного плеча рядом, не получала нежности и ласки. Если другие жители Калинова воспринимают такие отношения как традиционные и нормальные, то Катерина хотела большего, потому и решилась на встречи с Борисом.
11.3 Некоторые исследователи считают, что господин из Сан-Франциско умер из-за своего богатства. А как считаете вы?____________________________
СОВЕТ: В таких темах удобно придерживаться промежуточной позиции… если это н претит твоим убеждениям:)
____________________________
Тезис 1. С одной стороны, герой действительно умер из-за богатства. Лучшие годы он потратил на накопительство и не успел вкусить жизнь. Бунин показывает на примере господина из Сан-Франциско, что существование ради одних материальных благ бессмысленно.
Тезис 2. С другой стороны, нельзя считать деньги единственной причиной гибели героя. Господин попросту не умел жить и до своей физической смерти был лишь оболочкой, лишенной души. Вспомним, как описывает его автор: “серебряные усы”, “золотые пломбы”, лысая голова слоновой кости – он весь искусственный. Герой не мог понимать красоту природы и наслаждаться ей, стремясь скрыться от естественных проявлений жизни в номерах роскошных отелей.
11.4 Внутренний конфликт героев русской литературы и его последствия (на примере произведения Достоевского)Тезис 1. Теория Раскольникова из романа “Преступление и наказание” – это результат внутреннего конфликта героя, страдающего от мировой несправедливости и желающего проверить, является ли он особенной, “право имеющей” личностью.
Тезис 2. Убийство старухи не устраняет, а лишь усугубляет внутренние противоречия Раскольникова, который понимает, что оказался обычным человеком.
Тезис 3. Раскольников приходит к преодолению внутреннего конфликта, раскаянию и прощению в эпилоге благодаря любви и вере Сони Мармеладовой.
11.5 На какие элементы образа вы бы посоветовали обратить внимание актеру, играющему Захара из романа И. А. Гончарова “Обломов”?____________________________
СОВЕТ: Не забывай, что творческие темы все равно предполагают опору на идею, проблематику и авторскую позицию
____________________________
Тезис 1. Ведущие качества Захара – лень и апатия – вторят характеристикам Обломова, поэтому можно облачить исполнителя роли Захара в те же цвета, что и Илью Ильича. Лень персонажа отражается в его неопрятности: грязной одежде и руках, спутанных волосах. Большую часть времени он проводит лежа, двигается медленно и часто зевает.
Тезис 2. Захар до крайности неуклюж. Он не умеет и не хочет выполнять обязанности внимательно и качественно, поэтому торопится и делает все “тяп-ляп”.
Тезис 3. Захар ведет себя с хозяином фамильярно и даже панибратски. Он подворовывает при каждом удобном случае. У него грубый тон, неприветливое выражение лица, когда барин дает ему какое-либо поручение. А если Обломов высказывает претензии, Захар обижается, отворачивается и смотрит в стену.