Бесплатные уроки по литературе
Бесплатные уроки по русскому языку
Отличная возможность познакомиться с нашей школой
Отличная возможность познакомиться с нашей школой

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому без типичных ошибок — гид по выживанию на экзамене

Почему нужно знать типичные ошибки на ЕГЭ по русскому? Дело в том, что грустный результат часто получается не из-за того, что не знаешь предмет. Раньше, когда в школе сдавали экзамены по билетам, волновались, в каком настроении будет комиссия. Но даже тогда можно было провести минимальный анализ, расспросив ребят постарше, как сдавали они. Сегодня нам доступна огромная база знаний о самом ЕГЭ. В этой статье разберем, как готовиться к экзамену, учитывая его специфику.


Частые ошибки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
  1. Ошибки в организации подготовки
- Если вы по каким-то причинам решили вообще не готовиться — вы уже если не проиграли, то значительно снизили свои шансы. Потому что львиная доля ваших конкурентов будет проходить весьма интенсивную подготовку. Суровая реальность такова, что школьных занятий для успешной сдачи не хватает, необходима дополнительная работа — самостоятельная или с репетитором/онлайн-школой.
Кто думает, что готовиться не надо или бесполезно? Здесь обычно встречаются две крайности: ребята, которые всегда имели “пять” по русскому и те, кто вечно был в немилости, выше “тройки” не получал и давно с этим смирился. Помните: отметки в школе могут быть субъективны. Подход одного конкретного педагога — тоже лишь одна точка зрения. Отличникам нужно понимать, чего от них хотят именно на ЕГЭ, и повторять материал точечно. Тем же, у кого не было хороших оценок по школьной программе, не стоит опускать руки. Отметки в дневнике не определяют вашу силу воли и тем более умственные способности. Занятия с другими преподавателями помогут посмотреть на подготовку к ЕГЭ по русскому под другим углом и вселят в вас уверенность в своих силах.

  • Отсутствие графика и системы подготовки. Расписание очень важно, особенно если вы готовитесь самостоятельно. От урока с репетитором или дедлайна в онлайн-школе отвертеться сложно, махнуть рукой на собственный график — легко. Не поддавайтесь этим малодушным порывам:) Необходимо выделить дни на неделе и время, когда вы будете готовиться к ЕГЭ по русскому, и свято соблюдать это расписание. Наш мозг, на самом деле, любит упорядоченность – она дает спокойствие и уверенность в себе, если еженедельно маленькими шажками двигаться к большой цели.
Не нужно хаотично бросаться от темы к теме, от правила к правилу. Как составить себе индивидуальный план обучения, поговорим далее. Стоит несколько разделить ЕГЭ и школьные дела по предмету, они не всегда совпадают, это нормально. Не надо срочно переделывать с репетитором домашку по русскому, за которую получили плохую оценку, и тратить драгоценное время подготовки к экзамену. Возможно, быть успешным по абсолютно всем дисциплинам не получится, но ЕГЭ по русскому сдавать нужно будет 100%. И на нем можно добрать баллы, которых будет не хватать по профильным предметам.

  • Много теории и мало практики. Выучить правило или, например, список паронимов -– это лишь первый этап работы, дальше нужно привыкнуть применять все это на практике: в слове, в словосочетании, предложении и тексте. Особенного внимания требует, конечно, сочинение. Чем больше вы напишете, чем больше рассмотрите проблемных вопросов, тем меньше вероятность, что вас застанут на экзамене врасплох. И здесь мы переходим к еще одной неочевидной ошибке на ЕГЭ по русскому.


2. Игнорирование требований и критериев проверки
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку на 2026 год появится в конце лета—начале осени. Демоверсию нужно тщательно изучить, посмотреть ее разборы хотя бы в соцсетях или разобрать с педагогом. И — самое главное — в конце находится таблица с критериями проверки сочинения. Нет, она не только для учителя:) Надо четко знать, чего от вас ждут на экзамене и понять формулировки — например, что такое «позиция автора» и как именно она должна быть написана.
К демоверсии прилагается пакет документов, из которых особенно интересует кодификатор. В нем прописана вся теория, которую необходимо выучить к экзамену. На основе кодификатора как раз и можно построить план подготовки к ЕГЭ. И когда пишешь сочинения к заданию 27, надо не просто писать их в нужном объеме и без ошибок, но и обязательно по критериям К1-К5. Сущность критериев расписана в Методических рекомендациях, которые каждый год публикует ФИПИ.
На последних страницах кодификатора имеется список источников, использующихся при составлении ЕГЭ, в том числе, различные словари и справочники. Ими можно и нужно пользоваться. Также существует “Учебная книга участника ЕГЭ” от И. П. Цыбулько, ей можно доверять.
Обрати внимание, что сборник тренировочных вариантов должен соответствовать актуальной демоверсии и иметь на обложке год “твоего” ЕГЭ. Например, сейчас надо покупать сборники с 2026 годом на обложке. Лучше брать опять же Цыбулько и Дощинского и вообще книги от ФИПИ.

3. Недооценка отдельных заданий
Безусловно, какие-то номера будут для конкретного человека проще, но не стоит совсем упускать эти задания из вида. Например, простым считается задание 4 на орфоэпические нормы, ведь для его выполнения надо просто выучить ограниченный список ударений. Но, поверьте, без регулярного повторения они мгновенно улетучиваются из памяти. Лучше каждое свое занятие начинать с повторения таких «простых» моментов: задание 4, 7 (формы слова). Сюда же можно отнеси задание 6, которое гораздо проще в формате «исключить слово», чем в формате «заменить». Но иногда в тестах попадаются совсем неочевидные варианты, так что чем больше их прорешаешь, тем лучше.

Мне навсегда запомнилось предложение, которое однажды подвело многих в задании 6: «Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии». Не все знали, что АВАНГАРД — это и есть передовой отряд, и исключили слово «пехотная». Просто потому что:)

Типичные ошибки на экзамене по русскому языку
  • Ошибки в тестовых заданиях возникают из-за достаточно поверхностного знания правил. Некоторые теоретические моменты требуют рассуждений, понимания словообразовательного процесса и морфологии. Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки:

№ задания

Описание ошибки

Причина

8

Неправильное употребление предложно-падежной формы;

Ошибки в причастном и деепричастном обороте

Непонимание подпунктов, скрывающихся за общей формулировкой, незнание производных предлогов, неразличение ПО и ДО, неумение их обнаружить в предложении

9

Безударные гласные корнях с чередованием

Незнание омонимичных корней: приКОСновение (чередующаяся гласная), но КОСить (проверяемая) и т. д.;

корни с чередованием И/А(Я): МИН-МЯ, ЧИН-ЧА и др.

12

Суффиксы причастий, деепричастий и личные окончания глаголов

Незнание нюансов спряжения (например, спряжение глаголов с ударными окончаниями), исключений, непонимание взаимосвязи спряжения глагола, времени причастия и суффикса причастия

13

НЕ слитно и раздельно с прилагательными и причастиями

Плохо выработано умение различать причастия и прилагательные, неумение видеть краткие формы


Незнание ВСЕГО СПИСКА исключений

15

Н и НН в причастиях и прилагательных

14

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и производных предлогов

Неразличение самостоятельных и служебных частей речи (предлога и наречия, предлога и существительного)

Много наречий, к сожалению, необходимо заучивать:(

20

Знаки препинания в предложении с разными видами связи

Неумение разобрать предложение, найти придаточную часть

21

Постановка тире

Неполный “комплет” знаний о тире, неразличение тире и дефиса

22

Сложные термины: метонимия, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс

Путаница между парами похожих терминов, неразличение метонимии и метафоры


  • Ошибки в сочинении
Снижают баллы на ЕГЭ за отсутствие верной композиции. В задании 27 всегда указано, какие части должны быть в структуре работы: менять их местами нежелательно, а пропускать и вовсе нельзя. Каждая часть оценивается отдельным критерием (К1–К3).

Очень частая ошибка при написании сочинения ЕГЭ – неверная трактовка связи между примерами. Как показывает практика, далеко не всегда связь – дополнение, лучше попробовать применить сначала что-то другое.

Отсутствие банка аргументов к собственной позиции в сочинении приводит к “странным” обоснованиям своей позиции. Судя по отзывам ребят, сдававших русский в 2025 году, это может стать досадной проблемой. Не стоит надеяться на то, что всегда придумаешь или вспомнишь что-то адекватное из жизненного опыта. Лучше иметь на вооружении добротные аргументы из литературы, фильмов, биографий известных людей. Лайфхак: если вы будете тщательно готовиться к итоговому сочинению, сколько-нибудь приличных аргументов у вас уже будет в запасе.

Почему снижают баллы: реальные причины

Критерий

Причины снижения баллов

К1. Отражение позиции автора

Неверная формулировка АП или ее отсутствие

К2. Комментарий к позиции автора

Связь между примерами не указана, или не прокомментирована, или указана неверно, или приведен только 1 пример, или не приведено ни одного примера

К3. Собственное отношение к позиции автора

Формальное отношение к АП, нет примера-аргумента

К4. Фактическая точность речи

Допущено более 1 ошибки (в том числе в плане понимания текста)

К5. Логичность речи

Допущены 1-2 логические ошибки (несвязность мыслей, отсутствие логического звена, взаимоисключающие суждения и т. д.)

Ноль по всем десяти критериям

Объем менее 100 слов;

Нечитаемый почерк;

Сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст;

Сочинение написано без опоры на текст


​​FAQ — Часто задаваемые вопросы
  • Что нужно учесть при написании сочинения ЕГЭ?
Необходимо рассмотреть при подготовке как можно больше проблемных вопросов и подготовить универсальные аргументы для обоснования своей позиции. Учиться проверять и корректировать свою работу. Следить за временем на экзамене.

  • Сколько ошибок допускается в сочинении?
На 2025 год по критериям К7-К10 можно допустить 4 ошибки, чтобы получить хотя бы 1 балл по каждому пункту.

  • Можно ли использовать клише?
Можно. Такого критерия как “обнуляем за использование клише”, нет. Но злоупотреблять ими не нужно, достаточно написать в начале абзацев, если сложно их формулировать.
  • Для аргументации своей позиции можно использовать только художественную литературу?
Нет, можно приводить примеры и из жизненного опыта, просто иногда их сложно “изобрести” в нужный момент, а произведение вспомнить проще. А еще можно пользоваться примерами из фильмов, мемуаров, исторической литературы, биографий известных людей и т. д. Нельзя использовать только комиксы, аниме, мангу, фанфики, графические романы, компьютерные игры (по состоянию на 2025 год)

В заключение хочется сказать…:))) Хочется вспомнить известное выражение о том, что лучше учиться на чужих ошибках, которые ваши коллеги допустили ранее, чтобы их не совершали вы. Начните готовиться уже сегодня!
Для начала рекомендуем ознакомиться с Методическими рекомендациями от ФИПИ для учащихся:
https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/MR_rus_yaz_ege_2025.pdf