Итоговое или “зимнее” сочинение – это испытание, которое проходит каждый 11-классник, чтобы получить допуск к экзаменам. Эта работа предполагает привлечение только литературных аргументов. Сложность в том, что ФИПИ подсказывает лишь направления рассуждения, а точные темы становятся известны непосредственно в день сочинения. Надо быть готовыми ко всему, поэтому к итоговому сочинению 2026 стоит читать глубокие тексты, в которых присутствует несколько тем.
Что такое универсальные тексты и зачем они нужны? Аргументация в итоговом сочинении предполагает привлечение литературного материала, чтобы подтвердить свой тезис по теме. Например, ты пишешь, что любовь – это противоречивое чувство, которое приносит не только радость, но и страдание. Тогда тебе нужна ситуация из художественного произведения, которая подтверждала бы противоречивость любви.
Универсальными мы называем такие художественные произведения, в которых широкая тематика и проблематика. Это могут быть как рассказы или романы, так и пьесы, и стихи – универсальные аргументы для итогового сочинения могут быть любого рода и жанра. Главное, чтобы в них рассматривался не один вопрос. Строго говоря, любое “заслуженное” классическое произведение вмещает в себя больше одной проблемы, даже если оно небольшое. Например, короткий рассказ А. Чехова “Толстый и тонкий”, хотя в нем в основном высмеивается чинопочитание, касается и темы настоящей и ложной дружбы. Плюс-минус все тексты из школьной программы по литературе можно назвать универсальными.
Всего существует пять основных разделов, которые могут быть задействованы в темах итогового сочинения 2025: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека», «Мир природы и человека» и «Язык и языковая личность». Каждый из них имеет подразделы, так “Духовно-нравственные ориентиры” предполагают темы, связанные с самопознанием, нравственным выбором и т. д.
Логично предположить, что нужно читать объемные произведения, ведь в них больше материала для подробных аргументов. В “Войне и мире” Л. Толстого или “Тихом Доне” есть множество разных героев и ситуаций буквально на любой случай жизни. Но возможность (да и, будем честны, желание:)) перечитать такие длинные романы-эпопеи есть не у всех. Далее рассмотрим тексты более короткие, но тоже богатые на аргументы.
Как выбрать универсальные произведения для итогового сочиненияХаотично читать и перечитывать все подряд, конечно, не стоит. Если ты “книжный” человек, у тебя, возможно, уже есть определенный набор любимых текстов, которые ты хорошо помнишь. Но надо проанализировать их годность именно для сочинения. Если ты не особенно дружил с литературой до 11 класса, тебе точно пригодятся наши советы.
- Готовиться к итоговому сочинению по литературе можно начать уже сейчас, до того, как станут известны направления этого года. Несмотря на то, что темы ФИПИ берет из закрытого банка, то,что попалось в прошлые годы, находится в свободном доступе – изучи эти темы.
- Составь список или таблицу с разделами и подразделами сочинения, куда будешь вписывать подходящие произведения и примеры из них, примерно так:
Раздел | Подразделы | Произведения | Аргументы |
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
| внутренний мир человека и его личностные качества | М. Горький “Старуха Изергиль” | Легенда о Данко: духовная сила героя и его благородное желание спасти соплеменников помогли довести дело до конца |
выбор между добром и злом | Легенда о Ларре: герой убивает девушку, которая отказалась быть с ним |
отношение человека к другим людям и окружающему миру | Ларра презирал обычных людей, считая себя лучше, а Данко бескорыстно любил людей даже после обвинений с их стороны |
нравственные идеалы | Ларра – герой, лишенный нравственности, он эгоист, убийца, грубиян, а Данко имеет возвышенный идеал служения людям |
познание человеком самого себя | Данко познал всю силу своей души в тяжелый момент, когда соплеменники хотели предать его смерти: он смог не ожесточиться, а продолжать помогать им |
свобода и ее ограничения | История Ларры показывает, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Нельзя распоряжаться жизнью других людей. |
- Произведения бери непосредственно из школьной программы или из нашего списка, который увидишь ниже. Просмотри краткое содержание. Отбирай те тексты, в которых много разных проблем (в романах так оно и будет, а вот рассказы надо анализировать), распредели их в таблицу с кратким описанием примеров (эпизодов, ситуаций из произведения).
Список универсальных текстов и произведений для итогового сочинения 2026Произведение | Темы, затронутые в нем | Краткий аргумент |
- А. С. Пушкин “Капитанская дочка”
семья, воспитание, взросление, нравственный выбор, любовь,война, самоотверженность | Петруша Гринев из недоросля становится по-настоящему взрослым человеком
Семья Гриневых и семья Мироновых
Гринев отказывается присягать Пугачеву
Петя спасает Машу из рук Швабрина
Маша спасает Петра от несправедливого наказания
Противоречивая личность Пугачева
Настоящая любовь – это союз достойных друг друга людей |
- М. А. Шолохов "Судьба человека"
семья, война, подвиг, нравственный выбор, патриотизм | Любовь Андрея Соколова к семье, потеря семьи, усыновление Вани
Герой соглашается отвезти снаряды в разгар сражения
Андрей душит предателя в церкви
Образ доктора, помогавшего пленным в церкви
Андрей отказывается выпивать за победу немецкого оружия |
- А. П. Платонов "Юшка"
сострадание, человечность, одиночество, жестокость | Юшку не любили за внешность, но не знали его душу Доброта Юшки воспитала хорошего человека – врача
Жестокость людей бывает неоправданной, Юшку убили ни за что |
- Р. Брэдбери "Вельд"
роль технического прогресса, проблема поколений, жестокость, семья, воспитание | Игровая комната не заменит воспитания
Технический прогресс может быть вреден
Взаимопонимание в семье формируется с помощью общения
Детям нужны авторитеты
Дети бывают жестоки |
- А. П. Чехов "Злоумышленник"
преступление и ответственность, технический прогресс, человек и общество | Технический прогресс губителен без образования населения
Виновен ли тот, кто находится в безвыходном положении
Несправедливость системы наказания |
- В. М. Гаршин "Attalea princeps"
человек и общество, свобода, познание себя, нравственные идеалы, человек и природа | Цель пальмы была благородной, но обернулась разочарованием
Пальма столкнулась с непониманием общества
Для ученого пальма была лишь объектом изучения, он на самом деле не любил природу |
- М. Горький "Старуха Изергиль"
любовь, человек и общество, нравственный выбор, преступление и наказание, свобода и ее ограничения | Старуха сама выбирала, кого любить, она пережила унижения и расставания, но осталась несломленной
Легенды о Ларре и Данко |
- М. М. Зощенко "Обезьяний язык"
родной язык, человек и общество | Чрезмерное использование иностранных слов засоряет язык
Каждый стиль речи хорош в меру |
- А. И. Куприн "Куст сирени"
личностные качества человека, семья, любовь | Вера Алмазова – человек, который не теряет веру в себя в трудных ситуациях, при этом она действует, а не ждет
Настоящая семья – это место, где тебе всегда помогут
Любовь проявляется в действиях, а не словах |
- К. Г. Паустовский "Старый повар"
сила искусства, сострадание, доброта, смерть | Моцарт оказался не только гениальным композитором, но и добрым человеком
Сила искусства облегчила смерть старого повара, перенесла его в воспоминания юности |
- В. Г. Распутин “Прощание с Матерой”
вечные ценности, духовная деградация, прошлое и будущее | Старики тяжело принимают перемены, а их дети и внуки – легко
Петруха поджигает родной дом без угрызений совести
Старшее поколение чувствует ответственность перед предками |
- Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
жестокость по отношению к животным, нравственные идеалы | Мальчик Таборка проявил человечность к брошенной собаке, но взрослые не поняли его
Отец Таборки совершает жестокость на глазах у ребенка, убив собаку
Мальчик решает и дальше спасать животных |
Помни, что чтение универсальных текстов – это не панацея, а лишь инструмент для подготовки. Он не отменяет практику, то есть написание самих сочинений на разные темы. Чем больше ты пишешь, тем увереннее будешь чувствовать себя в день испытания.
Подпишись на блог “Literatura_100”, чтобы не пропустить разборы тем и актуальные советы по подготовке к сочинению 2025.