Правописание – один из важнейших навыков для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, потому что именно его, в частности, на экзамене и проверяют. Знать правила нужно не только для выполнения тестовой части, но и для высоких баллов за сочинение 27. Согласно демоверсии экзамена 2026 года, максимальный балл (3) за соблюдение орфографических норм в сочинении можно получить, если написать вообще без ошибок! Один промах – минус 1 первичный балл. Вот поэтому важно не только учить правила со всеми нюансами, но и использовать их на практике в письменной речи. В этой статье поговорим о самых популярных орфографических ошибках ЕГЭ, которые допускают учащиеся.
Что такое орфографические ошибки на ЕГЭДля начала вспомним, что орфография – это система правил, которая регулирует единообразие написания слов в русском языке. То есть орфографическая ошибка – это, говоря простыми словами, ошибка в
букве.
Сюда же будут относиться ошибки в наличии/отсутствии пробела (например, НЕ слитно или раздельно) и – внимание – дефис.
Ошибка в наличии/отсутствии дефиса – орфографическая, тире – пунктуационная. Собственно, задание на дефисное написание может встретиться вам под номером 14 в “орфографической” части ЕГЭ по русскому.
Основные правила русского языка для ЕГЭ:● безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся (например, ПРЕДЛ
ОЖЕНИЕ – корень -ЛОЖ- с чередованием)
● правописание приставок (например, ПРИ- в слове ПРИБЫТИЕ)
● разделительные Ъ и Ь (например, ПРЕД
ЪЮБИЛЕЙНЫЙ, ЗАВ
ЬЮЖИЛО)
● правописание суффиксов (например, -ЧИК в слове ГРУЗ
ЧИК)
● отдельно суффиксы причастий (например, ВИД
ЯЩИЙ, КОЛ
ЮЩИЙ)
● правописание личных окончаний глаголов (например, КОЛ
ЕШЬ, ПОСТРО
ИТ)
● Н и НН (например, карти
ННый)
● НЕ и НИ слитно и раздельно (например,
НЕ СДЕЛАТЬ
НИ ШАГУ)
● слитное, раздельное, дефисное написание слов (КТО
-ТО,
ВСЛЕД, ЧТО
_БЫ ПОЧИТАТЬ)
Частые орфографические ошибки ЕГЭБезударные гласные в корне словаЧаще всего недочеты связаны с незнанием словарных слов и корней с чередованием, неумением подобрать проверочное слово к проверяемой безударной.
Пример 1:
Во время войн обножаются все хорошие и плохие качества человека. Правильно: обнАжаются, так как корень -НАЖ- проверяется словом “наг” (краткая форма от “нагой”)
Пример 2:
Интеллегентные люди всегда общаются вежливо. Правильно: интеллИгентные (правописание нужно запомнить)
Пример 3:
Автор демонстрирует, что классный руководитель просвящает и воспитывает своих учеников. Правильно: просвЕщает, потому что проверочное слово СВЕТ, а не СВЯТ, исходя из значения слова
Пример 4:
Они говорили сдержанно, лишь слегка косаясь темы своей влюбленности. Правильно: кАсаясь (корень -КАС-/-КОС- с чередованием, суффикс -А- после него позволяет написать А в корне)
Что делать: Легче всего начать с запоминания словарных слов: впоследствии их можно будет быстро “исключить” из задания. Рассмотреть таблицы корней в теоретическом сборнике И. П. Цыбулько и разобраться, какие корни содержат чередование, а какие нет. Не забывайте про значение корней!
Н и ННПравило сложно тем, что имеет много исключений. Также ученики не всегда могут верно определить часть речи, чтобы применить правило.
Пример 1:
Автор рассказывает о том, что Ольга Николаевна была посмертно удостоенна высокой награды.Правильно: удостоеНа, потому что это краткое причастие
Пример 2:
Стариные здания хранят память об истории города. Правильно: стариННые, так орфограмма находится на стыке корня, оканчивающегося на Н, и суффикса -Н-
Пример 3:
Важная деталь в описании интерьера – кованная лестница.Правильно: коваНая (исключение)
Что делать:Для начала нужно научиться хорошо различать прилагательные, отглагольные прилагательные и причастия: у них разные условия написания НН.
Составьте собственную таблицу или майнд карту для этого правила. Пока составляете, сможете вникнуть в нюансы и запомнить суть.
Не забывайте про исключения, это правило ими просто изобилует (смотрим в сборнике Цыбулько)
НЕ и НИОшибки в написании слов на ЕГЭ связаны с непониманием функций этих частиц, поэтому часто вместо НИ пишут НЕ. Как и в предыдущем пункте, нужно хорошо различать части речи, особенно прилагательные и причастия.
Пример 1:
Доблесть человека на войне обусловлена отнюдь ни желанием выслужиться.Правильно: отнюдь НЕ – полное отрицание. “Отнюдь” вообще употребляется только с НЕ
Пример 2:
Герой понял, что телеграмма так и неотправлена. Правильно: не_отправлена, так как это краткая форма причастия
Слитно/раздельно/через дефисОдна из самых сложных и обширных тем. Особое внимание следует уделить правописанию сложных слов и производных предлогов. А наречия просто-напросто учить наизусть, воспользовавшись сборником Цыбулько.
Пример 1:
Люди искусства стремятся чем то поделиться со своими зрителями и слушателями.Правильно: ЧЕМ-ТО: то-, либо-, нибудь- – черточку не забудь:)
Пример 2:
Данные примеры противоречат друг-другу.Правильно: ДРУГ_ДРУГУ, потому что это не наречие, образованное повтором, а так называемое местоименное выражение.
Пример 3:
Ее глаза как буд-то сияли.Правильно: КАК_БУДТО. Не всякое -ТО является суффиксом:)
Орфографические ловушки на ЕГЭДавайте отдельно поговорим о трудных орфограммах ЕГЭ, нюансах, которые часто забываются.
Произведения Александра Ивановича Куприна на ЕГЭ по литературе не встречаются в тестовой части, так как не включены в список обязательных для изучения текстов. Куприн входит в число так называемых “обзорных” авторов, то есть читать или не читать его повести и рассказы – это решение вы принимаете сами.
Мы, однако, рекомендуем не проходить мимо творчества Куприна при подготовке к экзамену по двум причинам: во-первых, его фамилия может встретиться в теме сочинения 11.4 (где дается три автора на выбор), а также, как показывает практика, и в других темах по прозе; во-вторых, его тексты достаточно небольшие и понятные, какие-то из них вы наверняка изучали в школе.
Творчество Куприна и его значение для ЕГЭТворчество Куприна в ЕГЭ по литературе не представлено в виде конкретных произведений. Темы сочинения 11 будут касаться тем, проблем и образов в его текстах, а какие конкретно произведения анализировать, вы выбираете сами.
Куприн часто пишет на стыке реализма и романтизма: в его произведениях возвышенные чувства и высокие отношения врываются в серые будни, меняя жизнь героев навсегда.
Писатель уделяет большое внимание жизни и труду простого человека, ведь он сам успел сменить более двадцати профессий, включая военного, кочегара и даже зубного врача.
Произведение | Основная тема | Возможные задания на ЕГЭ |
повесть “Олеся” | тема любви | 11.4 Фольклорные образы и мотивы в отечественной литературе (на примере 1 произведения Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Куприна) |
повесть “Суламифь” | 11.2 Концепция любви в творчестве А. И. Куприна (на примере 1–2 произведений) |
повесть “Гранатовый браслет” |
рассказ “Гамбринус” | тема “маленького человека” | 11.4 Образ “маленького человека” в отечественной литературе (на примере 1 произведения Н. Гоголя, А. Чехова, А. Куприна) |
повесть “Поединок” | тема бесчеловечности людей в условиях армейской жизни | 11.4 Образ военного в отечественной литературе (на примере 1 произведения Л.Толстого, А. Куприна, М. Шолохова) |
|
рассказ “Сашка и Яшка” | тема войны | 11.4 Тема войны в отечественной литературе (на примере 1 произведения Л.Толстого, А. Куприна, М. Шолохова) |
Не обязательно читать все сочинения Куприна, можно взять по одному тексту из каждой темы или два, например, по теме любви.
Что писать в заданиях по Куприну в ЕГЭ по литературеКак вы уже поняли, ответы на вопросы 4 и 5 по творчеству этого автора писать не придется, готовиться нужно целенаправленно к сочинению.
Одна из наиболее вероятных тем, которая может попасться, – это, конечно, тема любви. Рекомендуем взять для ее раскрытия повести “Олеся” и “Гранатовый браслет”, они схожи тем, что главные герои принадлежат к разным мирам.
В “Олесе” Иван Тимофеевич – дворянин и православный человек – влюбляется в простую девушку, к тому же колдунью, богоотступницу, а в “Гранатовом браслете” бедный чиновник Желтков влюблен в богатую княгиню Веру Шеину.
Стоит начать рассуждения с концепции любви в творчестве Куприна. Этот писатель изображал, прежде всего, любовь жертвенную, возвышенную, не требующую чего-то взамен. Куприн видел в любви путь спасения человечества от духовного обнищания. Пока есть на свете люди, испытывающие глубокие бескорыстные чувства, этот мир не обречен.
В этом смысле любовь у Куприна противостоит машине цивилизации.
Неслучайно в повести “Олеся” героиня живет в лесу, вдали от людей. Она “другая” не только потому, что такой ее объявило общество, но и потому, что она сохранила чистоту души и способность к искренним чувствам.
Олеся является одной из ярчайших представительниц типа “природного человека”, далекого от рамок “цивилизованного” общества. При этом она не похожа ни на интеллигенцию Полесья, ни на представителей народа.
Именно за это и полюбил ее Иван Тимофеевич, наблюдавший местные нравы и относившийся к ним весьма скептически. Его возмущало отсутствие в жителях хоть каких-нибудь душевных движений. Косность людей Куприн показывает с помощью детали: ксендз, конторщик и прочие представители здешней интеллигенции протягивают мужикам для поцелуя “огромные красные лапы”, а те невозмутимо к этим лапам прикладываются. Это не акт уважения, а рабская привычка, которая вызывает у рассказчика отвращение. Постепенно он оказывается заложником однообразного деревенского быта, ограниченности мышления местных жителей.
Стоит отметить, что Иван Тимофеевич приехал в глубинку за материалом для творчества, рассчитывая найти в деревне интересные натуры, прекрасную природу. Но и природа подвела его: из-за непогоды было совершенно невозможно охотиться. Враждебность природы автор описывает с помощью олицетворений: “ветер бесился, как старый… дьявол”, “кто-то яростно бросал… горсти… снега”, “лес роптал… с угрозой”. Рассказчик впадает в окончательное уныние, страдает от тревоги и одиночества.
И тут появляется Олеся, которую герой сначала узнает просто как “ведьму”, но уже эта мысль пробуждает в нем интерес к жизни. Вот какие эпитеты Иван Тимофеевич использует в разговоре о ней: “настоящая”, “живая”. И действительно, это живой и настоящий человек по сравнению со всем нынешним окружением героя.
Образ Олеси, обладающий романтическим ореолом, является идейным центром повествования. И это не скромная тихая натура, а бурное, страстное женское начало, что видно уже в портрете героини: “брови придавали… оттенок лукавства, властности и наивности”, “своевольный изгиб губ”, у нижней был “решительный и капризный вид”. Противоречивое сочетание лукавства и наивности, воли и капризности делают Олесю неоднозначным, но живым персонажем. Эта неоднозначность проявляется и дальше: героиня обладает пытливым умом, но при этом суеверна, что объясняется, однако, ее близостью к природному миру.
“Природность” Олеси очень важна в раскрытии темы любви, поскольку Куприн говорит о любви между мужчиной и женщиной как о естественных, свободных отношениях, не связанных с рациональными соображениями.
Олеся – не идеальная возлюбленная, однако сочетание в ней разных качеств именно такое, какое нравится в женщине главному герою: “Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура”. Цельность личности, способность не подчиняться общественным рамкам – возможно, то, чего в данный момент не хватает самому герою.
С момента влюбленности в Олесю природа становится для Ивана Тимофеевича совсем иной, теперь это “драгоценная оправа” для “безмятежной любви”: “зеленая прелесть бора” и белизна берез, сияние месяца – все это придает отношениям с Олесей романтический ореол.
Однако Куприн также рассматривает любовь как борьбу в человеке дьявольского и божественного. Встречи героев в лесу приобретают плотский характер, страсть доминирует над духовной близостью. Герой сравнивает себя с “сильным животным”, с “языческим богом”, он с жадностью берет от Олеси наконец-то найденную радость жизни.
Неслучайно появляется мотив любви как болезни, одержимости: сначала Иван Тимофеевич чувствует нездоровую привязанность к Олесе, а затем и вовсе заболевает “полесской” лихорадкой, в бреду ему являются страшные картины, он просыпается в тоске.
Герои связывают это с тем, что Олеся колдунья, она продала душу дьяволу. На самом же деле греховным и духовным внутри себя распоряжается сам человек. Вместо того, чтобы углубиться в себя, понять, чего они хотят друг о друга и от своих отношений, герои совершают формальные поступки: Иван Тимофеевич “проповедует” Олесе о божьем милосердии, а она решает пойти на церковную службу в деревню.
Интересен параллелизм этих сцен: в том и в другом случае Олеся “бросается” (в объятия возлюбленного и на беснующуюся толпу), падает на землю, теряет платок. В ее душе борьба с окружающим миром, она далека от гармонии, ее “природность” вовсе не так чиста, как ее воспринимал поначалу Иван Тимофеевич. Для героини ее верования важнее отношений с возлюбленным.
Это подтверждается и финалом, когда героиня покидает возлюбленного, возлагая ответственность на судьбу: “не хочет судьба нашего с тобой счастья”.
В повести “Гранатовый браслет” представлены не только персонажи из разных социальных слоев, но и два вида любви, причем автор не дает четкой оценки, какаялюбовь “правильная”. Один вид любви – возвышенная, романтическая, рыцарское служение возлюбленной – это любовь Желткова к княгине Вере. Та любовь, которая, по мнению генерала Аносова, “должна быть трагедией” и “величайшей тайной в мире”. Другой вид – супружеские отношения Веры с мужем, которые в данный момент переросли в крепкий дружеский союз.
“Любовь-трагедия”, на первый взгляд, обращает на себя больше внимания. Бедный чиновник Желтков, обладающий возвышенной душой, умеющий бескорыстно любить, вызывает сочувствие автора. Желктов как бы разрушает традиционный образ “маленького человека”, не способного на глубокие чувства. Важная деталь-символ – гранатовый браслет – подчеркивает уникальность его чувства в бездушном мире: один из гранатов зеленый – очень редкий, так же, как и любовь Желткова.
Слова Николая Николаевича, опошляют чувство, испытываемое Желтковым, снижают его до мелкой интрижки, и это глубоко оскорбляет героя. Автор сравнивает Желткова с “великими страдальцами – Пушкиным и Наполеоном” и подчеркивает, что после смерти он безмятежно улыбался, как будто узнал ту самую “величайшую тайну”. “Любовь-трагедия”, по мысли Куприна, сродни божественному дару, которому человек не может противиться.
С другой стороны, Желтков помог Вере вспомнить о том, что такое глубокие чувства. Брак княгини не несчастен, напротив, между супругами царит взаимопонимание. Муж – единственный человек, к которому она идет обсудить ситуацию с письмами. Князь Василий понял трагедию Желткова, сочувствовал ему и поддерживал жену. Может создаться впечатление, что герои холодны друг к другу, но это не так. Заботясь о чувствах мужа, Вера после смерти Желткова спрашивает князя, не будет ли ему больно, если она съездит посмотреть на него. И Василий просит ее поехать, и сам был бы готов сделать это.
В финале Вера думает, что великая любовь прошла мимо нее, но прошла ли? Душа ее не зачерствела, и это видно, когда она слушает Бетховена и в этом мгновении сливается с душой Желткова. А про ее мужа генерал Аносов сказал: “Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты”. “Любовь-трагедия” заставляет совершать подвиги и идти на смерть, но, может быть, два хороших человека заслуживают просто быть счастливыми без трагедий, вспомнив чувственную сторону отношений?
Куприн не дает однозначного взгляда на тему любви, тем самым давай нам почву для глубоких рассуждений.
FAQ-
Какие произведения Куприна чаще всего встречаются на ЕГЭ?Куприн – обзорный автор, конкретных названий в списке литературы нет. Выбирайте те тексты, которые вам уже знакомы.
-
В каких заданиях может встретиться Куприн?В тестовой части в 2026 году его не будет, только в темах 11 сочинения.
-
Как правильно цитировать Куприна на экзамене?Точно так же, как и других авторов: точные цитаты не требуются, можно писать своими словами, но не искажая авторской мысли.
Для того, чтобы быть в курсе всех нюансов экзамена, записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по литературе!тью и отправляй ее друзьям!