10 примеров аллегории в литературе

Что такое аллегория в литературе? Это один из видов иносказания, то есть слово, выражение, несущее в себе скрытый смысл. В классических текстах мы чаще всего имеем дело с изображением абстрактных явлений посредством каких-либо материальных образов: предметов, животных и т. д.

Аллегория в русской литературе появилась во многом благодаря народным сказкам, где в образах зверей воплощались определённые человеческие качества: лиса представляла хитрость, заяц – трусость, медведь – глупость и так далее. Из устного народного творчества этот приём перешёл и в авторские сказки.

В эпоху классицизма аллегория активно использовалась русскими баснописцами, которые сначала переводили античные и европейские тексты, а затем и сами создавали иносказательные образы.

Из-за того, что многие аллегории используются веками, умение распознавать и «расшифровывать» их поможет глубже понимать художественные произведения, находить в текстах дополнительные смыслы и культурные связи. Эта способность требует широкого кругозора и развитого ассоциативного мышления. Более того, полноценный литературоведческий анализ без понимания аллегорий просто невозможен.
Ниже мы приведём наиболее яркие примеры аллегории в литературе.

АЛЛЕГОРИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИМЕРЫ
Аллегория – это иносказательный образ, имеющий две составляющих: 1) смысловую (то, что подразумевает автор) и 2) образно-предметную (конкретный предмет или существо). Таким образом, отвлеченное понятие может выступать в конкретном образе времени года (старость часто изображается через зиму), животного (орёл может обозначать мудрость), растения (виноград воплощает изобилие) и т. д..

Следует отличать аллегорию от символа, сравнения и метафоры, перифраза.

Символ тоже основан на иносказании, однако он имеет много значений, тогда как аллегория однозначна. Неслучайно Фёдор Сологуб называл символ «окном в бесконечность». Так, образ розы в зависимости от контекста и опыта читателя может символизировать юность, чистоту, женственность, Деву Марию, мудрость и много чего ещё. А большинство общеизвестных аллегорий не создают трудностей в интерпретации (осёл обычно означает упрямство).
Стоит сказать, что многие аллегории – это упростившиеся символы. Роза в конкретном тексте может быть и аллегорией, если воплощает одно явление (например, в басне Д. И. Хвостова «Роза и любовь» это иносказательный образ коварства).
Сравнение и метафора отличаются от аллегории тем, что в них есть элемент сопоставления двух образов (ВОЛОСЫ, КАК ЗОЛОТО; ЗОЛОТО ВОЛОС – один предмет сопоставляется с другим по цвету). В аллегории же предмет и его истинный смысл буквально слиты воедино: осёл не сравнивается с упрямством, он сам и есть воплощенное упрямство.
Перифраз так же, как и аллегория, однозначен и обычно общеизвестен. Однако, в отличие от аллегории, перифраз – это замена конкретного понятия описательным оборотом (город на Неве=Петербург, царь зверей=лев).
Как анализировать аллегорию? В первую очередь, нужно принять во внимание жанр и проблематику произведения. Если перед вами нечто поучительное и/или сатирическое: басня, сказка, притча – то стоит ожидать появления аллегории, потому что на её основе можно объяснить сложные вещи и «безопасно» высмеять какой-нибудь общественный порок.

Стоит сказать, что авторы могут придавать иносказательным образам значение, отличное, от устоявшегося, поэтому будьте внимательны.

Для наглядности мы подобрали 10 примеров аллегории в литературе.
1. И. А. Крылов, басня «Свинья под дубом»
Сюжет: Свинья, наевшись желудей под Дубом, стала подрывать его корни. Из разговора с Вороном и Дубом становится ясно, что ей безразлична судьба дерева, которое её кормит.
Аллегорические образы: Свинья, Ворон, Дуб
Смысл: Свинья – аллегория на ленивого и глупого человека, не ценящего чужой труд и не принимающего во внимание проблемы других. Неслучайно Крылов выбирает животное, которое не способно поднять голову. Через аллегорические образы Ворона и Дуба (воплощение мудрости) раскрывается авторская позиция – осуждение эгоизма и невежества.
2. И. А. Крылов, басня «Волк и ягнёнок»
Сюжет: Волк придирается к Ягненку из-за мнимых прошлых обид. В конце концов Волку надоедает искать предлоги, и он утаскивает Ягненка в лес, чтобы съесть.
Аллегорические образы: Волк, Ягненок
Смысл: Автор показывает бессилие слабой жертвы (Ягненка) перед грубой силой (Волком). При этом сильные мира сего зачастую даже не пытаются придать своим поступкам законный вид.
3. М. Е. Салтыков-Щедрин, сказка «Медведь на воеводстве»
Сюжет: Трёх медведей одного за другим назначают воеводами леса. Лучше всех показал себя тот, кто не обращал на свои владения никакого внимания.
Аллегорические образы: Топтыгины Первый, Второй и Третий
Смысл: Через аллегорию автор сатирически изображает пороки власти, которая либо бессмысленно жестока, либо невежественна, но в обоих случаях страдает простой народ.
4. М. Е. Салтыков-Щедрин, сказка «Коняга»
Сюжет: Коняга всю жизнь тяжело работает и ест солому в то время как его брат Пустопляс живёт в стойле и питается овсом.
Аллегорические образы: Лошади Коняга и Пустопляс
Смысл: С помощью аллегории Салтыков-Щедрин показывает важную социальную проблему богатых и бедных. Коняга воплощает страдания народа, а Пустопляс – праздную жизнь дворянства, живущего за счет крестьян. Автор делает акцент на том, что два коня – родные братья, только Пустопляс «вежливый и чувствительный», то есть жизнь аристократии легка и приятна просто по праву рождения.
5. А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»
Сюжет: отпущенная стариком на свободу золотая рыбка исполняет желания старухи, но потом её терпению приходит конец.
Аллегорические образы: золотая рыбка, старик, старуха, разбитое корыто
Смысл: Аллегория в сказке Пушкина основана на протосюжете (например, похожие притчи есть в древнеиндийской мифологии). Поэтому можно сказать, что рыбка – аллегория бога, который изначально настроен к людям дружественно. Старик и старуха – аллегория двух сторон человека: доброй и скромной и непомерно жадной и злобной. Растущие аппетиты человека разгневали бога, затем последовало наказание. Разбитое корыто – аллегория несбывшихся надежд, погубленной жизни.
6. А. С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»
Сюжет: В главе «Мятежная слобода» Пугачёв рассказывает Петру калмыцкую сказку о вороне, который жил триста лет, потому что питался падалью, и орле, который тоже захотел продлить себе жизнь, но питаться мертвечиной ему не понравилось.
Аллегорические образы: Ворон и орёл
Смысл: Пушкин углубляет традиционные образы: ворон является аллегорией не только долголетия, но и спокойной, размеренной жизни. Для орла такая жизнь означает буквально смертную скуку. Пугачев ассоциирует себя с орлом, желая «один раз напиться живой кровью», то есть прожить недолгую жизнь, зато яркую и запоминающуюся, оставить след в истории. На что Гринёв отвечает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину», намекая мятежнику, что запомнится он лжецом и преступником.
7. Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Сюжет: Павел Иванович Чичиков, чиновник средних лет, приезжает в губернский город NN для реализации финансовой аферы с помощью покупки мертвых крестьян, которые в ревизских сказках всё ещё числятся живыми.
Аллегорические образы: помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин
Смысл: Гоголь, как писатель-новатор, не мог не усовершенствовать аллегорию, и его иносказательность имеет два уровня. Каждый помещик воплощает несколько пороков, но один из них главный. Кроме того, у каждого есть черта, которая характеризует Чичикова – это и есть второй «слой» аллегории в «Мертвых душах».
Так, Манилов – аллегория праздности и вредной мечтательности. А в общении он был «сладким, даже приторным», и эта учтивость роднит его с Чичиковым.
Коробочка «дубинноголовая», воплощает глупость. Но она и бережлива, как сам Чичиков, у которого есть своя «коробочка» – шкатулка с деньгами и документами.
Ноздрев – «человек-дрянь», воплощение лживости и расточительности. Одновременно его образ – аллегория таланта налаживать связи, чем обладает и Павел Иванович.
Собакевич, «похожий на медведя» -- аллегория грубости. Черта, схожая с Чичиковым – целеустремленность в продвижении своих интересов (помните, как Собакевич приписал к проданным душам Елизавету Воробей?)
В образе Плюшкина аллегорически представлена скупость. Она-то и роднит помещика с Чичиковым, ведь Павел Иванович больше всего любит деньги и даже жену намерен выбрать не по любви, а по размеру приданого. А с каким трудом он отрывал от сердца рубли, расплачиваясь с Собакевичем!
8. Ф. М. Достоевский, роман «Идиот»
Сюжет: Искренняя и простодушная любовь к людям сводит главного героя, князя Мышкина, с ума.
Аллегорический образ: князь Лев Николаевич Мышкин
Смысл: Мышкин – аллегория любви к человечеству, воплощение Христа в романе Достоевского. Он любит и принимает всех людей с их достоинствами и пороками, не судит, а пытается понять природу каждого человека. Лев Николаевич искренне желает помочь несчастным. Но, как и библейского Иисуса, его не понимает и не принимает общество и ожидает печальная судьба.
9. Л. Н. Толстой, сказка «Лев и собачка»
Сюжет: Грозный лев не стал есть маленькую собачку, а подружился с ней. Когда собачка умерла, лев не пережил потери.
Аллегорические образы: лев, собачка
Смысл: Толстой – писатель-философ, поэтому в короткой детской истории можно обнаружить подлинную драму. Безусловно, лев является аллегорией верности, но можно заглянуть глубже и увидеть воплощение беззащитности человека перед смертью и судьбой.
10. Л. Н. Толстой, притча «Гордый олень»
Сюжет: оленю в собственном облике больше всего нравились рога, а ноги он считал никчемными. Однако, когда за оленем погнался лев, подвели именно рога.
Аллегорический образ: олень
Смысл: Аллегория в этой притче призвана донести до читателя, что ценить нужно то, что приносит пользу, а не то, что красиво, но бессмысленно.
Мы дали определение аллегории и привели примеры аллегорий в литературе, однако это лишь малая часть иносказательных текстов. Предлагаем вам, уже подкованным теоретически, самостоятельно отыскать прием аллегории в творчестве А. П. Чехова и В. Гаршина (например, в сказке «Attaleaprinceps»).

ЗАЧЕМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ АЛЛЕГОРИЯ?
Итак, функция аллегории – объяснять читателю, особенно детского возраста, сложные для понимания вещи на простых и запоминающихся примерах. По-видимому, этот прием появился тогда, когда люди придумали абстрактные понятия. Поэтому в качестве иносказательного образа выступает животное, чьи повадки или внешний вид соотносится с репрезентуемым качеством. Например, неповоротливый медведь ассоциируется с ретроградством и глупостью.

Аллегория стала важным элементом искусства вообще и словесного творчества в частности. Чтобы иносказание было правильно понято, нужно, чтобы в нем отражался культурный код. Каждый народ имеет свой «набор» понятных каждому аллегорий, которые в основном содержатся в сказках, баснях, притчах и легендах, а оттуда перекочевывают в авторские тексты.

Примеры использования аллегории в литературе встречаются ещё в эпоху античности. Например, в поэме Гомера «Одиссея» в образе Одиссея воплощается любознательность, а его жена Пенелопа является аллегорией преданности.
Родом из Древней Греции и «дедушка» всех баснописцев Эзоп, который и придумал иносказание, которое также называют «эзоповым языком».

Аллегории активно использовались в эпоху Средневековья, когда в рамках популяризации религий необходимо было объяснять устройство мира, различные нравственные и философские понятия. Не секрет, что Библия и другие священные книги построены на иносказании.

Пожалуй, XIX век был последним периодом более-менее активной жизни аллегории, поскольку в XX веке её заменил символ. Но это не значит, что писатели и поэты не употребляли её вовсе. Иносказательные приемы можно найти у Маяковского, Ильфа и Петрова, Зощенко, братьев Стругацких и других представителей двадцатого столетия.
Понимание сути аллегории по-прежнему необходимо для анализа классической литературы.