ДЕЙСТВИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ: КАК ПОНЯТЬ СЮЖЕТНУЮ ДИНАМИКУ

Что такое действие в литературе? С одной стороны, то же самое, что и в жизни. А с другой стороны, — нет. Да, под действием в литературе, как и в реальном мире, в том числе понимаются телодвижения персонажа: Василий Петрович проснулся, потянулся, позавтракал и так далее. Однако в реальности далеко не каждое действие является событием. Мы, в отличие от литературных героев, можем делать что-то просто так: тот факт, что человек, скажем, наступил кому-нибудь на ногу, может вообще никак не повлиять на его дальнейшую жизнь. А вот в произведении действие почти всегда равно событию: герои не вольны без веской причины куда-то пойти и на кого-нибудь взглянуть. Даже если какой-нибудь персонаж (не будем показывать пальцем) «просто» лежит на диване, на самом деле, он не просто лежит — это важно для дальнейшего сюжета, иначе автор бы это действие не описывал. Кстати, действительно хорошее произведение можно распознать как раз по тому, не рассказывает ли писатель бездумно обо всем подряд. И это не единственная причина, почему стоит разбираться в сюжетной динамике, о чем мы расскажем далее в нашей статье для школьников, студентов и просто любителей литературы.

Что такое действие в литературе?
Итак, мы условились, что в художественном мире действие=событие, то есть нечто значимое, имеющее предпосылки и последствия. Стоит сказать, что понятие «действие» актуально для всех родов литературы. Да, пожалуй, гораздо ярче действия проявлены в драме (не зря само слово переводится с древнегреческого как «деяние») и в эпосе, чем в лирике, при условии, что мы берем литературные роды в вакууме, потому что литература XX—XXI веков явила миру и «бездейственные» драмы, и эпические тексты, где герой не делает почти ничего. Рекомендуем в качестве примера пьесу С. Беккета «В ожидании Годо». Тем не менее классическая литература не мыслит сюжет без действия.
Как соотносится действие и сюжет… это же одно и то же? Не совсем. Сюжет — это последовательность действий в художественном тексте — таких, которые выбрал автор, и том порядке, как их расставил автор. Хотя признаем, что в обычной жизни слова «сюжет» и «действие» часто используются как синонимы. Если нас просят рассказать содержание произведения, мы будем говорить прежде всего о действиях, так как они выдвигаются в тексте на первый план.
В этой связи нельзя не сказать о понятии сюжетной динамики. Действия выстроены так, чтобы произведение было захватывающим — именно поэтому они вовсе могут не быть в хронологическом порядке (см. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова). Но они всегда будут выстроены в развитии, то есть в динамике, чтобы в итоге привести героев к определенному «результату».

Что такое сюжетная динамика?
В литературе присутствуют разные виды действий, а значит, динамика сюжета может быть создана по-разному. Она может быть внешней, когда действия — это именно поступки персонажей, влияющие на их судьбу. Такое построение сюжета предполагает резкие повороты, смену счастья и неудач (для их обозначения есть слово перипетии). А бывает динамика внутренняя, выстроенная за счет психологизма: жестов, мимики, особенностей поведения. В этом случае изменениям подвергаются мировоззрение и внутреннее состояние героя. Первый тип сюжетной динамики можно увидеть, например, в «Мертвых душах» Гоголя, а второй — у Достоевского в «Преступлении и наказании». Хотя произведения крупных авторов, как правило, в разных соотношениях сочетают оба типа.
Таким образом, в литературе «действие» понимается несколько шире, чем в реальной жизни — это чувства, размышления персонажа, реализующиеся во внешнем плане: движениях, поступках, мимике.
Принято выделять несколько этапов развития действия в литературе. Мы поговорим о тех, что присутствуют практически в любом художественном произведении: экспозиция — завязка — развитие действия — кульминация — развязка.
- Экспозиция — рассказ о том, что предшествует конфликту. Это может быть знакомство с героями с ретроспективой — обращением к их биографии (очень распространенный прием в классической литературе реализма, которую интересовал вопрос о роли среды в становлении личности), как, например, в «Отцах и детях» Тургенева, где в первой главе изложена предыстория Николая Петровича Кирсанова. В начале пьесы втор может описывать место действия, расположение персонажей (см. «На дне» Горького).
- Завязка — это зачастую не начало текста, а начало конфликта, то есть разногласий, недопониманий между персонажами или персонажа с самим собой. Так, в «Преступлении и наказании» завязкой является не убийство старухи (по сути вся первая часть романа предваряет завязку, то есть является экспозицией), а начало душевных терзаний Раскольникова, описанное во второй части. А Гоголь часто любит начинать текст именно с завязки — так происходит и в «Ревизоре», и в «Мертвых душах». В обоих текстах мы имеем дело с отложенной экспозицией: о Хлестакове читатель узнает от Осипа во втором действии, а предысторию Чичикова и вовсе в последней главе.
- Развитие действия — цепочка событий, ведущая к «взрыву страстей». В процессе могут раскрываться душевные качества персонажей, их мысли и взгляды, демонстрироваться различные поступки и взаимодействия.
- Кульминация — решающее событие, «наивысшая точка действия», после которого конфликт идет на спад. Если в произведении несколько конфликтов, скорее всего, будет и несколько кульминаций. Например, в «Горе от ума» Грибоедова кульминация социального конфликта происходит в третьем действии, когда на пламенную речь Чацкого никто не обращает внимания, а кульминация конфликта любовного случается в четвертом действии, когда перед Чацким и Софьей открывается сущность их возлюбленных.
- Развязка — окончание действия, которая при этом не обязательно исчерпывает конфликт. На примере «Горе от ума» мы видим, что социальные разногласия между «веком нынешним» и «веком минувшим» не устранены: каждая из сторон осталась при своем мнении.
Отдельно хочется упомянуть о внесюжетных элементах, таких как сны персонажей, письма, дневники. Хоть они и не относятся непосредственно к развитию внешнего сюжета, эти эпизоды могут вносить лепту в развитие динамики сюжета внутреннего, показывая переживания героев.

Как понять действие и сюжетную динамику в литературе?
Как понять действие в литературе? В первую очередь, нужно подумать о том, что влияет на развитие сюжета в конкретном произведении. Как выстроена сюжетная схема? Как правило, мы говорим о низкой динамике применительно к тем текстам, где действия мало, либо оно перемежается пространными лирическими отступлениями, пейзажами, внутренними монологами. И наоборот, сюжет развивается динамично там, где, например, отсутствует экспозиция.
Однако динамично развивающийся сюжет — не просто быстрая смена событий. Скорее это грамотно расставленные «крючки», держащие читателя в состоянии любопытства и напряжения. Динамика создается за счет сменяемости в читательской голове вопросов, на часть из которых автор «отвечает» быстро, а на некоторые ответ будет только в финале.
Вот вопросы, вызываемые только самыми первыми «Войны и мира»:

Примет ли Пьера Безухова светское общество?
Получит ли Пьер наследство?
Будут ли вместе Наташа Ростова и Борис Друбецкой?
Погибнет ли Андрей Болконский на войне?
Почему Вера нелюбимая дочь Ростовых?..
и так далее

На развитие сюжета, безусловно, влияет характер конфликта. Как и в реальном мире, конфликты могут завершиться (не разрешиться, но завершиться) в течение нескольких лет (любовная линия в «Анне Карениной» Толстого) или за одни сутки (любовная линия в «Горе от ума» Грибоедова). Скорость наступления развязки зависит и от типа конфликта:
Общий конфликт, скорее всего, будет длиться дольше, так как будет охватывать целые общественные классы, а частные противоречия могут завершиться быстрее.
На длительность конфликта влияет и, банально, количество участников: персонаж — персонаж, персонаж — несколько персонажей или персонаж — общество. Так, с гибелью Катерины в финале «Грозы» Островского завершаются личностные конфликты, но социальный не разрешается. С отъездом Чацкого с бала общие противоречия не заканчиваются, так как «один в поле воин» противостоит целому фамусовскому обществу.
То же можно сказать о внешнем и внутреннем конфликте. В «Преступлении и наказании» внешний конфликт завершается, когда Раскольников признается в убийстве, но внутренние противоречия продолжают мучать героя и в эпилоге.
На примере «Вишневого сада» Чехова можно хорошо увидеть, как характер конфликта влияет на динамику сюжета. Ее там практически нет, «ничего не происходит», намечающиеся действия оборваны и будто не связаны между собой. Все потому, что никто из конкретных персонажей не противостоит друг другу, им некого «побеждать», кроме хода самого времени, с которым сражаться бесполезно.

Динамизм сюжету придают связи между действиями персонажей:
- Чисто временнЫе отношения позволяют быстро сменяться событиям, на них часто строятся приключенческие и детективные романы. «Помещичьи главы» «Мертвых душ» связаны по большей части хронологически.
- Причинно-следственные отношения могут занимать больше сюжетного времени, так как автору требуется выстроить мыслительный процесс персонажа и предпосылки поступков («Преступление и наказание»).

В крупных формах несколько конфликтов, и более «мелкие» сюжеты будут «тормозить» динамику основной линии.

И, разумеется, скорость развития сюжета зависит от количества авторских отступлений и описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), а также введенных в текст внешних обстоятельств. Сюжет «Евгения Онегина» можно было бы рассказать одним предложением, если бы не пространные лирические отступления.

Анализ действия и сюжета: практические советы
1. Стройте схемы и графики развития сюжета. Это особенно пригодится для анализа действий в крупных произведениях. Каждую сюжетную линию нужно зарисовать отдельно, отметив завязку, кульминацию и развязку действия.
Яркий пример, когда схема сюжета весьма полезна, — это «Герой нашего времени» Лермонтова, в котором сюжет на совпадает с фабулой (хронологическим порядком событий).
2. Мало понять «устройство» сюжета, необходимо объяснить смысл такого построения. Анализу сюжета могут помочь критические и литературоведческие статьи, в которых разбираются особенности действия. Там можно найти ответ на вопрос «А ЗАЧЕМ автор выстроил сюжет именно так?» Например, В. Г. Белинский в статье «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова» (1840 г.) объясняет, что нарушенная фабула в романе способствует постепенному изучению героя читателем.
3. Непосредственно анализ действия в литературе включает в себя
- предпосылки (внешние факторы и размышления героя, все, что довело его «до жизни такой»). Так, Раскольникова на преступление толкнули и собственная бедность, и несправедливость мира, о которой он много думает, и теория, по поводу которой беседует с Порфирием Петровичем, и встреча с Мармеладовым, и подслушанный разговор студента с офицером.
- действие (событие). Убийство старухи и Лизаветы Достоевский описывает достаточно подробно: выпишите художественные детали и средства психологизма.
- последствия (впадает в забытье, уничтожает улики, падает в обморок в участке…)

Значимость действия и сюжетной динамики для понимания художественного текста трудно переоценить. Сюжет подобен нитям основы в ткани повествования, на которые нанизываются подробности и детали. Анализ событий в литературе – увлекательное занятие, которое будет интересно и полезно не только школьникам, сдающим ЕГЭ, но и любознательным читателям, которые хотят освоить более профессиональный подход к текстам.