1. Не знать формат экзамена. Например, тебе вообще совершенно не нужны биографии писателей и поэтов. От слова совсем. Даже в таком случае, как поэма автобиографическая «Реквием». Даже если ты не знаешь историю ареста сына Анны Андреевны Ахматовой, ты сможешь самостоятельно проанализировать и понять посыл поэмы.
2. Не нужно учить Державина и весь список стихотворений, который был нужен три года назад. Да, есть файлики и «полезные» списки, в которых на твою горемычную голову вывалят 120 стихотворений. Просто удали их с компьютера. Тебе надо выучить 3-4 стихотворения на каждое тематическое направление, в сумме это примерно 30 текстов. Учи в основном первую половину 19 века.
3. Не учиться анализировать лирику. Во-первых, на экзамене тебе попадется текст не из старого списка кодификатора, это будет текст зарубежного поэта (в переводе) или поэтов второй половины 20 века, которые в школе особо не изучаются. Тебе надо научиться самому анализировать лирику! Но есть и хорошая новость: этому можно (и нужно, по Бродскому, поэзия — это «колоссальный ускоритель сознания») научиться! И тогда тебе ничего не будет страшно
4. Вернемся к очень важному пункту 1: изучи внимательно требования к сочинениям. Что от тебя хотят? Чтобы ты умел(а) анализировать фрагмент, стихотворение и писать литературоведческие сочинения. Это не формат итогового сочинения! Поэтому обязательно учи термины, умей находить средства художественной выразительности в тексте и определять их роль. @literatura_100
5. Не начинать в августе-сентябре читать тексты, которые нужны на экзамене (после еще двух ошибок мы приложим список обязательных текстов).
6. Верить слухам и волноваться из-за ерунды: например, очень популярны запросы о том, как избежать повторов в речи и чем заменить термин «лирической герой». Запомни, это яйца выеденного не стоит. На повторы эксперты смотрят меньше всего, а термины ничем заменять вообще не надо, на то они и термины. Пиши спокойно «лирический герой»! 6. Верить слухам и волноваться из-за ерунды: например, очень популярны запросы о том, как избежать повторов в речи и чем заменить термин «лирической герой». Запомни, это яйца выеденного не стоит. На повторы эксперты смотрят меньше всего, а термины ничем заменять вообще не надо, на то они и термины. Пиши спокойно «лирический герой»!
7. Не выстроить план подготовки и заниматься хаотично. Так ты легко словишь выгорание, перетекающее в апатию, и результат экзамена тебя может не порадовать
Итак, вот список обязательных текстов (курсивом выделила тексты, которые читаются до 40 минут):
А.Н. Островский. Драма «Гроза»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов. Рассказ «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре»
А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад»
М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
М. Горький. Драма «На дне»
И. А. Бунин. «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско»
В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Только эти произведения могут попасться заданиях один — пять. Только эти. По ним же будут сформулированы 3 из 5 тем в 11 сочинении (в 11 еще может быть «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия» Булгакова).